БОГОЯВЛЕНСКО-АНАСТАСИИН МОНАСТЫРЬ

Россия, 156000, город Кострома,
улица Богоявленская, 26,
телефон-факс (0942) 31-36-07.

Настоятельница - игумения Иннокентия (Травина).



    Иеромонах Харитон (Просторов)

Очерк истории возрождения Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. 1991-2001.

    "ДА БУДЕТ СВЯТО ЭТО МЕСТО…" (Иез. 45, 1)

Богоявленский кафедральный собор. (© Фото +ПТРС 2002г.)      Возрождение Богоявленско-Анастасииного монастыря началось с восстановления кафедрального собора, переданного Костромской епархии в 1990 году. К этому времени в соборе, стоявшем после пожара 16 августа 1982 года в развалинах, уже планировалось разместить музей декоративно-прикладного искусства, а в алтарной части - открыть органный зал; поэтому епархиальному священноначалию пришлось предпринять большие усилия для того, чтобы убедить государственные власти восстановить историческую справедливость и вернуть Богоявленско-Анастасиин собор его законному владельцу - Церкви. Реставрационные работы в соборе возглавил много потрудившийся для пользы этого благого дела клирик Костромской епархии протоиерей Петр Бахтин (ныне - настоятель Спасо-Запрудненского храма г. Костромы).
     20 июля 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II благословил открытие Богоявленско-Анастасииного женского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. Но к практическому выполнению этого решения удалось приступить лишь в 1991 году, когда Костромской епархии были переданы домик привратника, Смоленская церковь и бывший трапезный корпус обители (в последнем сейчас располагаются епархиальное управление и Костромская Духовная семинария). Тогда же началось поэтапное освобождение западного корпуса, в то время еще занимаемого жильцами. В декабре 1991 года состоялась передача епархии построенного на территории монастыря детского сада, где были размещены трапезная и сестринские кельи.
Феодоровская икона Божией матери. (© Фото +ПТРС 2002г.)      Важнейшим событием в истории монастыря и всей Костромской епархии стало торжественное перенесение 18 августа 1991 года, накануне праздника Преображения Господня, в восстанавливающийся Богоявленско-Анастасиин собор (уже являвшийся к тому времени кафедральным) главной святыни Костромской земли - чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, которая до этого пребывала в Воскресенском соборе на Нижней Дебре. Теперь благодатный Покров Царицы Небесной, особенно ощутимый близ Ее святой иконы, осенял первых насельниц монастыря и укреплял их силы в трудах по духовному возрождению обители.
     29 августа 1991 года, в день церковного празднования обретения чудотворной Феодоровской иконы костромским удельным князем Василием Ярославичем в 1263 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за Божественной литургией состоялось возведение в сан игумении первой настоятельницы возрожденного Богоявленско-Анастасииного женского монастыря монахини Иннокентии (Травиной), прибывшей из Свято-Успенской Пюхтицкой женской обители в Эстонии. Такое событие видится глубоко символичным: за сто лет до этого первой настоятельницей новоучрежденного Пюхтицкого монастыря стала насельница костромской Богоявленско-Анастасииной обители игумения Варвара (Блохина). Теперь эстонская святыня как бы отдавала духовный долг возрождаемой из руин святыне земли Костромской…

     Игумения Иннокентия (в миру Травина Инна Сергеевна) родилась в 1954 году в г. Кашире Московской области. После окончания средней школы являлась псаломщицей и регентом хора в Тихвинском храме г. Ступино Московской области. В 1978 году поступила в Успенский Пюхтицкий монастырь; 24 февраля 1991 года пострижена в монашество с наречением имени в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 7 марта 1991 года назначена настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы; 29 августа того же года возведена в сан игумении. В 1996 году Святейшим Патриархом Алексием II удостоена награждения крестом с украшениями. Награждена орденом святой равноапостольной великой княгини Ольги III степени (1996 год). В 2000 году указом Президента Российской Федерации В.В. Путина награждена орденом Дружбы. К юбилейному празднованию 575-летия основания и 10-летия возрождения Богоявленско-Анастасииного женского монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II удостоена награждения орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

Памятный крест на месте разрушенного Никольского (-Салтыковского-) храма. (© Фото +ПТРС 2002г.)      Состояние монастыря, возвращенного Церкви, было более чем печальным. Территория, переданная Костромской епархии, составляла немногим более половины той, что ранее занималась обителью. В двадцатые-тридцатые годы ХХ века богоборцы разрушили монастырские стены и большинство башен, Никольскую часовню, Никольский ("Салтыковский") храм. Только для вывоза мусора, находившегося на монастырской территории, потребовалось около 200 грузовиков. Корпуса обители - западный, больничный, восточный - по-прежнему занимали местные жители. Тем не менее, при активном участии федеральных властей и местной администрации, в 1993-1997 годах были освобождены западный и больничный корпус, а в 2001 году - восточный корпус (именовавшийся также настоятельским; здесь в 1913 году, во время празднования 300-летия Царского Дома Романовых, насельницы обители принимали святую царицу Александру Феодоровну, ее сына и дочерей). При участии администрации города Костромы была полностью восстановлена монастырская стена по улице Богоявленской (в послереволюционные годы именовавшейся улицей Симановского). Возродилось монастырское кладбище: еще недавно заросшее бурьяном, обезображенное грудами мусора и покосившимися заборами, оно теперь благоустроено; здесь посажены молодые деревья - ели, туи и березы, а на месте разрушенного Никольского ("Салтыковского") храма воздвигнут памятный крест. При монастыре созданы две гостиницы для посещающих обитель паломников и священнослужителей. Полностью реставрирована крипта (подклет) Богоявленско-Анастасииного собора, где под спудом покоятся святые мощи основателя обители, преподобного Никиты Костромского; сестры сейчас совершают здесь круглосуточное чтение традиционной для православных монастырей "неусыпаемой Псалтири" - псалмов Священного Писания, перемежающихся поминовением о здравии и о упокоении.
Главный престол Богоявленского кафедрального собора. (© Фото +ПТРС 2002г.)      Молитвенное делание является главным призванием монашествующих. Именно поэтому, несмотря на огромный объем хозяйственных и реставрационных работ, насельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря особое внимание уделяют совершенствованию души в молитвенном обращении к Богу, в послушании, в очищении помыслов - последуя словам святого апостола Павла, благожелавшего христианам "крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли … уразуметь превосходящую разумение любовь Христову" (Еф. 3, 16-19). Сестры поют и прислуживают за богослужениями в кафедральном соборе, совершают полный дневной круг иноческого правила - церковного и келейного. В монастыре имеется библиотека аскетической и духовной литературы.
     Памятуя завет одного из устроителей монашеской жизни Православной Церкви преподобного Венедикта Нурсийского (+543) - "молись и трудись", - насельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря сочетают исполнение молитвенного правила с несением монастырских послушаний: в трапезной, в канцелярии, в библиотеке, на просфорне, в гостиницах для священнослужителей и паломников, по уборке храма и территории обители, в специально созданных мастерских - вышивальной, швейной, иконописной. Многие из строительных и ремонтных работ в монастыре исполняются самими сестрами, имеющими опыт подобных трудов в миру.
Внутренний вид Богоявленского кафедрального собора. (© Фото +ПТРС 2002г.)      За десятилетнюю историю возрожденной Богоявленско-Анастасииной обители некоторые ее насельницы были призваны церковным священноначалием к возглавлению вновь открытых и возрожденных монастырей. Ныне в пределах Костромской епархии несут настоятельское послушание игумения Алексия (Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь, с. Троица Нерехтского района), игумения Людмила (Знаменский монастырь, г. Кострома), игумения Ангелина (Макариево-Писемский женский монастырь, с. Макарий-на-Письме Буйского района), игумения Вера (Макариево-Унженский женский монастырь, г. Макарьев), игумения Наталия (Паисиево-Галичский женский монастырь, г. Галич), игумения Феофания (монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев с. Домнино Сусанинского района), игумения София возглавляет Свято-Троицкий монастырь в г. Кирове (Вятке).



Памятные события истории возрожденного монастыря

     За десять лет, прошедших с начала восстановления Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, его гостями были многие выдающиеся церковные иерархи, наместники и настоятельницы известных российских монастырей, государственные и общественные деятели, зарубежные гости.
     В мае 1993 года Костромскую епархию впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 9 мая 1993 года Предстоятель Русской Православной Церкви, поклонившись чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, возглавил совершение Божественной литургии в возрожденном Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе - первое Патриаршее богослужение в стенах древней Костромской святыни. Второе такое богослужение состоялось 24 июля 1994 года, в ходе Первосвятительского визита по случаю празднования 250-летия Костромской епархии. При каждом посещении монастыря Святейший Патриарх Алексий II знакомился с ходом реставрационно-восстановительных работ, обращался к сестрам со словом духовного назидания.
     9 мая 1993 года по завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий II передал обители богослужебное Евангелие, которое настоятельница Богоявленско-Анастасииного монастыря игумения Евпраксия направила в дар будущему Пюхтицкому женскому монастырю в Эстонии. Об этом напоминает надпись на Евангелии:

     "Дар Костромского Богоявленского Анастасиинского девичьего монастыря в церковь Успения Божией Матери, при общине сестер милосердия Красного Креста в Эстляндии. Костромского Богоявленского монастыря настоятельница игумения Евпраксия. 1890 г. Февраля 4 дня".
     "Символична история Богоявленско-Анастасииного монастыря. Когда в 1890 году в Эстонии была образована община сестер милосердия, на следующий год преобразованная в Пюхтицкий Успенский женский монастырь, отсюда, из Костромы, была направлена туда первая игумения Варвара (Блохина). Ныне же насельница Пюхтицкой Успенской обители, а ныне игумения Иннокентия, возглавила восстанавливаемый Богоявленско-Анастасиин монастырь. В 1891 году игумения костромского Богоявленско-Анастасииного монастыря Евпраксия в дар Пюхтицкой Успенской общине передала Святое Евангелие, которое сейчас я возвращаю этой обители, возрождаемой из руин. Это Святое Евангелие является символом духовной связи обителей и взаимопомощи их на пути духовного становления. Я сохраню в своем сердце память о нашем молитвенном общении, о служении Божественной литургии в этом возрождаемом храме Богоявленско-Анастасииного монастыря, который ныне является кафедральным храмом Костромской епархии".


     В память об этом событии Святейший Патриарх Алексий II сделал на Евангелии особую надпись:

     "Сие Святое Евангелие было передано в дар новообразованной общине Успения Божией Матери в Эстляндской губернии в 1890 году, которая в 1891 году была преобразована в женский Успенский Пюхтицкий монастырь, игуменией Богоявленско-Анастасииного Костромского монастыря, откуда была назначена и первая игумения Пюхтицкого Успенского монастыря игумения Варвара Блохина.
     Сейчас это Святое Евангелие из Пюхтицкого Успенского женского монастыря в Эстонии возвращается в возрождаемый Богоявленско-Анастасиин монастырь Костромской епархии.

     Передано Святое Евангелие Патриархом Московским и всея Руси Алексием II игумении монастыря Иннокентии во время первого Патриаршего визита в Костромскую епархию с 7 по 10 мая 1993 г.
     Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. 9 мая 1993 г. Кострома".


     27 марта 1995 года, в день празднования чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, в кафедральном соборе за Божественной литургией совершилось прославление в лике местночтимых святых архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова; 1868-1938) - священномученика, управлявшего Костромской епархией в 1932-1936 годах и принявшего страдальческую кончину за веру Христову в ярославской тюрьме 21 августа 1938 года. Торжества возглавил председатель Комиссии Священного Синода по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
     Через пять лет, 27 марта 2000 года, за Божественной литургией в кафедральном соборе были прославлены в лике местночтимых святых новомученики Солигаличские - священномученики протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин, расстрелянные богоборцами 7 марта 1918 года. На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года священномученик Никодим и новомученики Солигаличские были прославлены и в лике всероссийски почитаемых новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за Христа в годину "огненного искушения" (1 Пет. 4, 12).
     Летом 2000 года в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе произошло чудесное событие - мироточение от иконы преподобного Сергия Радонежского. Истечение мира от образа игумена земли Русской началось вечером 17 июля, в день памяти убиения Царственных Страстотерпцев и накануне празднования обретения честных мощей преподобного Сергия. Обильное мироточение периодически повторяется и по сей день; кроме того, впоследствии стали мироточить находящиеся в соборе иконы святителя Николая Чудотворца и святого равноапостольного великого князя Владимира, Казанский образ Божией Матери и иные - всего 8 святых икон. В своем обращении к костромской пастве, посвященном чудесному явлению, архиепископ Костромской и Галичский Александр отметил:

     "Во все времена бытия Церкви источение святого мира воспринималось православными христианами как особенное выражение милости Божией, молитвенного предстательства за нас святых угодников пред Престолом Господа Вседержителя. Это - событие действительно чудесное, необъяснимое человеческим разумом и законами природы; это - сверхъестественное указание верующим на то, что земная жизнь человека всецело связана с жизнью невидимого для нас мира духовного".


•   Очерк истории возрождения Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. 1991-2001.
    Памятные события истории возрожденного монастыря.

•   Богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.
•   Детский приют имени святого праведного Иоанна Кронштадтского.
•   Святыни Богоявленско-Анастасииного монастыря.
  ©  Copyright        Kostroma 2000 Главная страница Главная страница раздела
Hosted by uCoz