Россия, 157040, Костромская область,
Буйский район, п/о Гавриловское,
Макариево-Писемский монастырь.
телефон (49435) 9-51-70.
Настоятельница - игумения Ангелина (Травина).
(до начала XVIII века - Макариева мужская пустынь)
Историческое название Макариево-Писемского монастыря -
Макариева на Письме Спасо-Преображенская мужская пустынь. Пустынь была основана как мужской
монастырь в конце XIV века преподобным Макарием, принявшим монашеский постриг в обители
преподобного Сергия Радонежского.
Жизнеописание преподобного Макария Писемского не сохранилось, и о нем нам известно немногое.
Родился святой предположительно в середине XIV века; его родиной называют село Данилово
(ныне не существующее) на реке Письме в 12 верстах от будущего монастыря.
Приняв монашество, преподобный вернулся на родину в Галичское княжество. Здесь в лесу на берегу
реки Письмы он поставил келью и небольшую часовню. Это место располагалось примерно в одном
километре от возникшего затем монастыря (возле современной деревни Семеновское). Вскоре к
преподобному стали приходить ученики, которые селились вблизи его кельи.
Через некоторое время к святому пришел другой ученик преподобного Сергия - преподобный Павел
Обнорский. В совместных молитвах святые Макарий и Павел провели почти 20 лет. Около 1389 года
они расстались; преподобный Павел ушел на реку Обнору (приток реки Костромы), где основал
Троицкий Павло-Обнорский монастырь. После своей кончины в 1429 году преподобный Павел был
погребен в этом монастыре.
Возникшая на реке Письме община нуждалась в своем храме, поэтому преподобный Макарий вместе со
своими учениками перешли на новое место - вверх по течению реки Письмы. На возвышенности над
изгибом реки была воздвигнута небольшая церковь в честь Преображения Господня, рядом разместились
братские кельи и хозяйственные постройки. Так на реке Письме возник монастырь.
Точная дата кончины Макария Писемского неизвестна. День его памяти (10 января по старому стилю)
отмечается вместе с памятью преподобного Павла Обнорского. Примечательно, что второй деревянный
храм, построенный в обители уже после кончины преподобного Макария, освящен в честь преподобных
Макария и Павла. В этом храме под полом был устроен сруб, в котором под спудом пребывали мощи
преподобного Макария; над срубом установили раку, где размещались личные вещи писемского
старца - посох и куколь (иноческий головной убор).
До нашего времени сохранилось несколько исторических документов, в которых упоминается Макариева
пустынь. В XVII веке она принадлежала Павло-Обнорскому Троицкому монастырю (на территории
современного Грязовецкого района Вологодской области). В описи Павло-Обнорского монастыря 1683
года говорится: "До Павлова ж монастыря пустыня Макариева в Костромском уезде, в Шачебольском
стану, на реке на Письме, а в Пустыне церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа с приделом преподобного Павла Обнорского Чудотворца, верхи шатровые... Да в том же
приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в середине висит
крест… Да у гробницы решетка железная".
История Макариевой пустыни связана с предками известного русского писателя А.Ф. Писемского.
Хотя сам писатель и родился в селе Раменье Чухломского уезда, но его отец и дед являлись
уроженцами бывшего Буйского уезда. В своей автобиографии А.Ф.Писемский ссылается на двух
"знаменитых" предков. Один из них - думный дворянин, дипломат при дворе царя Ивана Грозного
Федор Андреевич Писемский. Другой предок Писемского, о котором сообщает писатель в своей
автобиографии, был монах, живший в XV веке, причисленный Церковью к лику святых под именем
преподобного Макария Писемского. Он, как отмечал писатель, и основал Макариеву пустынь.
Макариева пустынь была небогатым монастырем, не имела в своей собственности ни крестьян, ни
земли. До каких пор пустынь оставалась монастырем - точных сведений не сохранилось. В документах
в 1703 году упоминается игумен-строитель Макариевой пустыни Тимофей; очевидно, в то время пустынь
считалась еще монастырем. В петровские времена малобратственные монастыри были упразднены,
в том числе и Макариева обитель: в 1721 году пустынь упоминается уже как приходская церковь
с одним монахом.
В середине 80-х годов XVIII века деревянный Спасо-Преображенский храм, в подклете которого
покоились под спудом святые мощи преподобного Макария, сгорел: при этом очевидцами на месте
погребения святого наблюдалось чудо - над могилой старца "не только не заметили горящего дерева
и углей, но даже и пепла. Напротив, все это место, как заметили многие, было покрыто
необыкновенной росой". В 1786 году над святыми мощами взамен сгоревшей церкви построили новый
деревянный храм с престолами в честь Преображения Господня и во имя преподобного Павла Обнорского
и святых Космы и Дамиана.
К 1821 году недалеко от нового храма воздвигли каменную церковь, также Преображенскую,
пятиглавую с трехъярусной колокольней, один из приделов которой посвящен преподобным
Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. В "Статистическом описании соборов и церквей
Костромской епархии" (1863 года) Макариева пустынь называется погостом с двумя церквами.
В 1870 году на погосте имелось 4 дома, где проживал 21 человек, при погосте имелось
церковноприходское училище. Ежегодно здесь проходила ярмарка.
В XIX - начале XX веков небольшой погост на Письме являлся одним из наиболее почитаемых
святых мест северо-запада Костромской губернии. Особое множество паломников стекалось дважды
в год, в дни памяти преподобного - 10 января и 9 июня (по старому стилю; последняя дата -
местночтимое празднование). Поклонившись святым мощам и приложившись к раке старца, паломники
обычно проходили для утоления жажды и омовения к располагавшемуся вблизи храма колодцу,
выкопанному, по преданию, самим основателем обители.
В 1907 году деревянная церковь над мощами преподобного вновь сгорела, и к 1909 году на ее месте
был выстроен новый деревянный шатровый храм.
В советское время погост оставался единственным местом Костромской земли, где в действующем
храме сохранялись мощи святого угодника Божия, доступные для поклонения верующих.
В 1994 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и
Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возобновлении Макариево-
Писемского монастыря как женской обители. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II от 6 октября 1995 года первой настоятельницей возрожденного монастыря стала монахиня
Ангелина (Травина), 31 октября 1996 года возведенная в сан игуменьи.
В настоящее время в обители около 30 сестер. Священнослужителем и духовником монастыря является
игумен Михаил (Беляев) - уроженец Буйского района, участник Великой Отечественной войны,
удостоенный одиннадцати правительственных наград и пострадавший за веру Христову: семь лет
(с 1949 по 1956 годы) он провел в казахстанских и сибирских лагерях. В 1971 году он был
рукоположен во священный сан архиепископом Костромским и Галичским Кассианом (Ярославским),
21 августа 1996 года принял в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе г. Костромы
монашеский постриг, а 11 апреля 1997 года был возведен в сан игумена.
22 июня 2000 года Макариево-Писемский монастырь торжественно отметил 600-летие своего основания.
НАШЕ НАСЛЕДИЕ -
МАКАРИЕВО-ПИСЕМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
К 600-летию основания обители. >>>