Н.А. Зонтиков
МАКАРИЕВО-ПИСЕМСКИЙ
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
К 600-летию основания обители.
Кострома, 2000.
Обитель преподобного Макария на
крутом берегу небольшой реки
Письмы1 - один из древнейших
монастырей Костромской земли,
возникший в самом конце XIV века. Его
основатель, святой Макарий
Писемский, являлся учеником и
последователем "игумена земли
Русской" - преподобного Сергия
Радонежского.
К сожалению, до нашего времени
жизнеописание преподобного
Макария Писемского не сохранилось,
и мы знаем об этом подвижнике
Костромского края очень немногое.
Родился угодник Божий
предположительно в середине XIV
века; родиной его предание называет
село Данилово на реке Письме,
находившееся неподалеку от места
будущего монастыря2. По своему
происхождению преподобный
принадлежал к известной фамилии
бояр Писемских3, относившихся к
приходу села Покровского; здесь
находилось их семейное кладбище,
где, скорее всего, покоятся и
родители святого4.
Еще в молодости, желая посвятить
себя служению Богу, святой
отказался от всех преимуществ
своего высокого сословного
положения и направился в Троицкую
обитель к преподобному Сергию
Радонежскому, под духовным
руководством которого и проходило
становление подвижника. Именно
преподобный Сергий совершил
монашеский постриг будущего
основателя обители на Письме и
нарек его именем Макарий - в честь
одного из основоположников
христианского иночества IV века
преподобного Макария Великого,
Египетского.
Пройдя в обители аввы Сергия школу
монашеских трудов и подвигов, с
благословения святого старца
преподобный Макарий покинул
Троицкий монастырь и вернулся на
родину, в Галичское княжество.
Здесь он поставил келью и небольшую
часовню в лесу на берегу реки
Письмы; это место располагается
примерно в одном километре от
возникшего затем монастыря и
впоследствии было известно и
почиталось как "старая пустыня
преподобного Макария
Писемского"5. Вначале святой
подвизался в уединении; однако
через некоторое время на Письму
пришел и поселился вместе с ним
представитель более младшего
духовного поколения учеников
святого Сергия - преподобный Павел
Обнорский (Комельский). Оставив по
благословению своего наставника
обитель, святой Павел несколько
десятилетий затем провел в
скитаниях, причем значительная
часть его жизни прошла на
Костромской земле. Вначале
"великий любитель безмолвия,
именовавший безмолвие матерью всех
добродетелей"6 - как называл его
известный агиограф Г.П. Федотов -
несколько лет жил в уединенной
келье близ Аврамиево-Городецкого
монастыря на Чухломском озере,
приходя в обитель на богослужения в
субботние и воскресные дни. Оттуда
преподобный Павел ушел на Письму,
где поселился с преподобным
Макарием; в совместных трудах и
молитвах пустынники провели почти
20 лет. Около 1389 года святые
расстались - преподобный Павел ушел
на реку Обнору (правый приток реки
Костромы)7; в конце второго
десятилетия XV века этот неутомимый
труженик основал на Обноре
Павло-Обнорский монастырь, где и
был погребен после своей кончины в
1429 году.
Святой Макарий продолжал пребывать
в иноческих подвигах на Письме;
постепенно рядом с кельей
преподобного стали поселяться
другие люди, искавшие спасения души
и предававшие себя в послушание
угоднику Божию. Возникшая таким
образом община нуждалась в своем
храме; поэтому преподобный Макарий
вместе со своими учениками, оставив
"старую пустыню", перешли на
новое место - примерно на один
километр вверх по течению реки
Письмы. На возвышенности над
изгибом реки была воздвигнута
небольшая церковь в честь
Преображения Господня (примерное
время основания храма - конец 90-х
годов XIV века8); рядом расположились
братские кельи и другие постройки.
Так на Письме возник монастырь -
одна из обителей того края Святой
Руси, которая простиралась по
притокам рек Костромы и Сухоны и
именовалась в конце XIV - начале XV
века "Северной Фиваидой".
Точное время кончины преподобного
Макария неизвестно - скорее всего,
он преставился ко Господу в конце
первой четверти XV века. Тело
святого старца погребли в
Преображенском храме основанной им
обители; могила угодника Божия
вскоре стала местом паломничества
местных жителей, глубоко
почитавших подвижника.
О последующей истории монастыря на
Письме сохранились достаточно
ограниченные исторические
сведения. Уже в XV веке обитель стали
именовать "Макарьевой
пустынью". В середине XVI века
монастырь утратил
самостоятельность в управлении и
был приписан к находившейся в
нескольких десятках километрах от
него Павло-Обнорской обители; так,
много лет спустя после кончины
святых подвижников, встретились
духовные пути основанных ими
монастырей.
Древнейшее описание Макарьевой
пустыни сохранилось в писцовой
книге 1629 года: "Павлова
Вологоцкого монастыря вотчина
монастырек Макарьева пустыня на
реке Писме, а в нем церковь
Преображение Христово, да другая
церковь теплая Благовещение
Пресвятой Богородицы древяны
клецки..."9 Из этого текста
следует, что в первой трети XVII века
на высоком берегу Письмы стояли два
небольших, так называемых
"клетских" храма - зимний
(теплый) и летний, вокруг которых
находились кельи и другие
монастырские строения, обнесенные
деревянной оградой. Однако в том же
веке "клетские" церкви сменил
шатровый храм. В описании
Павло-Обнорского монастыря,
относящемся к 1683 году, говорится:
"Да Павлова ж монастыря пустыня
Макарьева в Костромском уезде, в
Шачебальском стану, на реке на
Письме, а в пустыни церковь
Преображения с приделом Павла
Обнорского чудотворца, верхи
шатровые..."10 В приделе
находилась гробница преподобного
Макария Писемского; в описании
указывается: "да в том же приделе
гробница преподобного Макария, а на
гробнице покров, сукно черное, в
средине вышит крест (...), да у
гробницы решетка железная"11.
С началом XVIII века, в эпоху
петровских преобразований, столь
тяжело отразившихся на положении
Церкви, для Макариевой пустыни
настали трудные времена. Вскоре
после появления в 1721 году Духовного
регламента, предписывавшего
упразднение малобратственных
монастырей, обитель на Письме была
обращена в приходскую церковь. На
месте монастыря возник погост,
именовавшийся "Макарий на
Письме" (или - "Макарьева
пустынь"), в состав которого
входили храмы, дома
священнослужителей и приходское
кладбище. В середине 80-х годов XVIII
века деревянный
Спасо-Преображенский храм, в
подклете которого покоились под
спудом святые мощи преподобного
Макария, сгорел; при этом
очевидцами на месте погребения
святого наблюдалось настоящее чудо
- над могилой старца "не только не
заметили горящего дерева и углей,
но даже и пепла. Напротив, всё это
место, как заметили многие, было
покрыто необыкновенной росой"12.
В 1786 году над святыми мощами
угодника Божия взамен сгоревшего
построили новый деревянный храм в
честь Преображения Господня13. В
конце второго десятилетия XIX века
недалеко от него воздвигли и
каменную церковь - также
Спасо-Преображенскую, один из
приделов которой посвящался
преподобным Макарию Писемскому и
Павлу Обнорскому. Освящение новой
церкви - пятиглавого храма,
выдержанного в стиле классицизма, с
высокой трехъярусной колокольней -
совершилось в 1821 году14.
В XIX - начале ХХ веков небольшой
погост на Письме, преемник древнего
Макариева монастыря, являлся одним
из наиболее почитаемых святых мест
северо-запада Костромской
губернии. К мощам угодника Божия,
покоившимся в подклете деревянного
храма, на поклонение шли богомольцы
из многих мест Буйского уезда15.
Особое множество паломников
стекалось дважды в год, в дни памяти
преподобного - 10/23 января и 9/22 июня.
Поклонившись святым мощам и
приложившись к раке писемского
старца, при которой сохранялся
деревянный посох - принадлежавший,
по преданию, самому преподобному, -
паломники обычно проходили для
утоления жажды и умовения к
располагавшемуся вблизи храма
колодцу, выкопанному самим
основателем обители. В 1907 году
деревянная церковь над мощами
преподобного опять сгорела, и в 1909
году на ее месте был выстроили
новый деревянный шатровый храм16.
После трагических событий 1917 года
сотни храмов Костромской земли
были до основания разрушены или
обращены в руины. Однако история
погоста на Письме сложилась
относительно благополучно - его
каменный храм не закрывался
никогда, в чем нельзя не видеть
молитвенного заступления и помощи
преподобного Макария. В 1929 году в
Буйском районе началась
коллективизация; один за другим
закрывались церкви в старинных
селах Писемского края -
Гавриловском, Покровском,
Головинском... Однако до погоста,
удаленного от населенных пунктов, в
тридцатые годы руки богоборцев так
и не дошли, хотя определенный урон
храм все же потерпел - с его
звонницы сбросили колокола
(пошедшие в металлолом) и разобрали
окружавшую церковь каменную ограду
с красивыми воротами. К началу
сороковых годов погост остался
единственным местом Костромской
земли, где в действующем храме
сохранялись мощи святого угодника
Божия, доступные для поклонения
верующих.
В день памяти преподобного Макария,
22 июня 1941 года, когда множество
собравшихся на празднование
паломников благоговейно молилось у
святых мощей писемского старца,
началась Великая Отечественная
война. В военные годы духовное
значение погоста на Письме было
особенно велико: со всех концов
Буйского района на поклонение
святыне шло множество людей,
молившихся небесному покровителю
Писемского края о своих
сражающихся на фронтах, раненых,
пропавших без вести или уже
погибших родных и близких...
В первые послевоенные годы
паломничество к святым мощам
угодника Божия продолжалось.
Однако в 1951 году власти наконец
решили устранить такое
"упущение" в своей работе. В
начале августа, незадолго до
престольного праздника Макариевой
пустыни - Преображения Господня -
уполномоченный Совета по делам
Русской Православной Церкви по
Костромской области М. Галкин
предписал руководству Буйского
района прекратить доступ верующих
к мощам преподобного, а также
закрыть и саму церковь. 8 августа в
присутствии представителей
Буйского райисполкома рабочие, как
докладывал сам Галкин в Москву,
"изолировали подход к могиле, а
также и в церковь"17 - то есть
наглухо заколотили входы и в
подклет и в сам деревянный храм. В
этот день над ракой преподобного
Макария погасли лампады, и в
престольный праздник 1951 года
поклониться святым мощам
писемского старца паломникам уже
не удалось...
Пятидесятые и шестидесятые годы
стали, наверное, одним из самых
тяжелых периодов в истории пустыни.
В 1955 году, после кончины
прослужившего на погосте 12 лет
священника Павла Сигорского,
Преображенский храм долго не имел
своего постоянного пастыря.
Изредка здесь служили священники,
направляемые из других приходов; в
эти годы часто не совершались
богослужения на Пасху и Рождество
Христово, в дни двунадесятых
праздников и на память
преподобного Макария. В связи с
этим не раз храм подвергался
реальной угрозе закрытия - при этом
оставаясь единственной
действующей церковью почти на 20
километров вокруг (отметим, что в
описываемое время местное
население было гораздо более
многочисленным, чем сейчас).
Лишь в 1971 году Преображенский
приход наконец обрел своего
постоянного настоятеля -
священника Михаила Беляева.
Уроженец Буйского района, участник
Великой Отечественной войны,
награжденный одиннадцатью
правительственными наградами, - он
в 1949 году был арестован по
обвинению в "контрреволюционной
агитации и пропаганде" и до 1956
года находился в казахстанских и
сибирских лагерях. В 1971 году отец
Михаил, рукоположенный в священный
сан архиепископом Костромским и
Галичским Кассианом (Ярославским),
приехал на Письму и с того времени
уже почти тридцать лет служит у
святых мощей преподобного Макария.
Но и семидесятые-восьмидесятые
годы также стали нелегким временем
для прихода. Как и везде в сельской
местности, население в
окрестностях погоста быстро
редело: старики умирали и находили
место своего последнего упокоения
на церковном кладбище, а молодежь
уезжала в город. Одна за другой
исчезали с лица земли старинные
деревни, издавна входившие в состав
прихода; все меньше и меньше людей
приходили за богослужение в
Преображенский храм. Казалось
вполне вероятным, что вскоре
церковь уже окончательно закроется
и - как и стоявший рядом деревянный
храм над мощами преподобного -
будет постепенно ветшать и
разрушаться...
Однако процесс духовного
возрождения Русской Православной
Церкви, стремительно набиравший
силу после знаменательного
празднования Тысячелетия Крещения
Руси в 1988 году, отразился и на бытии
Макариевой пустыни. В середине 90-х
годов совершилось событие, в
реальность которого совсем недавно
еще невозможно было поверить: на
погосте возобновилась монашеская
жизнь и открылась женская обитель.
В конце 1993 года по инициативе
епископа Костромского и Галичского
Александра епархиальное собрание
приняло решение о возрождении
монастыря; 26 февраля 1994 года
Святейший Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II благословил
возобновление
Макариево-Писемского монастыря как
женской обители. Указом Его
Святейшества от 6 октября 1995 года
первой настоятельницей
возрожденного монастыря стала
монахиня Ангелина, 31 октября 1996
года возведенная в сан игумении.
Игумения Ангелина (в миру Валентина
Ивановна Травина) родилась 25
февраля 1922 года в деревне Лобановке
Буйского уезда, невдалеке от места
впадения Письмы в реку Кострому. С
шестилетнего возраста она вместе с
родственниками посещала
богослужения на Макариевом
погосте, духовно окормлялась у
известных всем жителям Буйского
уезда подвижников - иеромонаха
Иаково-Железноборовского
монастыря Иоасафа (Сазонова) и
монахини Свято-Троицкой
Сумароковой обители Веры
(Меркуловой). После окончания
семилетней школы в селе Дор
Валентина Травина несколько лет
работала в колхозе "Удгода", а
в 1940 году переехала в село Княжево
под Костромой, где окончательно
посвятила себя служению Церкви -
стала псаломщицей в местном храме.
В 1950-1952 годах она несла послушание в
Костромском епархиальном
управлении, в 1952-1953 годах - являлась
псаломщицей Крестовоздвиженского
храма г. Нерехты, а в 1954-1991 годах -
храма святых Флора и Лавра г. Каширы
Московской области. 7 апреля 1972 года
над ней совершился монашеский
постриг с наречением имени
Ангелина.
В 1991 году монахиня Ангелина
вернулась на родину, в Кострому -
где ее родная дочь, игумения
Иннокентия (Травина), стала
настоятельницей возрожденного
Богоявленско-Анастасииного
женского монастыря. Пробыв в этой
обители 4 года, матушка Ангелина
приложила огромные труды к
созданию и развитию монастырского
подворья в селе Домнино
Сусанинского района. Здесь, на
месте, известном в русской истории
благодаря героическому подвигу
Ивана Осиповича Сусанина, трудами
монахини Ангелины было
восстановлено большое здание
церковно-приходской школы,
построенной в конце XIX века
Александровским православным
братством. В 1995 году воля
священноначалия судила ей
вернуться в родные места - для
возрождения монашеской жизни на
памятном и дорогом ей с детства
месте подвигов преподобного
Макария.
К этому времени монахине Ангелине
шел уже восьмой десяток лет; однако
хозяйственная опытность и духовные
силы позволили ей, вместе с первыми
сестрами немногочисленной еще
обители, за короткий срок сделать
очень многое. В первую очередь
началось восстановление закрытого
в 1951 году деревянного храма над
святыми мощами писемского старца. 1
ноября 1998 года благочинный
Буйского района протоиерей Аркадий
Климов совершил малое освящение
храма, которому в новой эпохе его
существования было дано имя
преподобного Макария. Возродился и
находящийся близ храма сильно
обветшавший к тому времени колодец,
ископанный, по преданию, самим
основателем обители. Построены
двухэтажный каменный сестринский
корпус и несколько хозяйственных
построек; создано небольшое, но
очень эффективно действующее
подсобное хозяйство. На колокольне
Спасо-Преображенского храма были
установлены шесть колоколов
(собранных из разных мест или
отлитых заново); теперь их звон, как
и прежде, разносится над святым
местом подвига преподобного...
В настоящее время в обители около 30
сестер. Священником и духовником
обители остается отец Михаил
(Беляев), 21 августа 1996 года
принявший в
Богоявленско-Анастасиином
кафедральном сборе г. Костромы
монашеский постриг, а 11 апреля 1997
года - удостоенный сана игумена.
Важнейшим событием в истории
возрождения Макариевой пустыни
стали торжества по случаю 600-летия
ее основания, состоявшиеся 22 июня
2000 года. В этот день на Письму
прибыли многочисленные гости и
паломники из Буя, Сусанино,
Макарьева, Нерехты и Костромы. На
празднике, который возглавил
архиепископ Костромской и
Галичский Александр,
присутствовали: всё духовенство
Буйского и Сусанинского районов
(благочинный - протоиерей Аркадий
Климов), наместник Свято-Троицкого
Ипатьевского мужского монастыря г.
Костромы архимандрит Павел (Фокин);
настоятельницы всех женских
обителей епархии: костромских
Богоявленско-Анастасииной
(игумения Инокентия) и Знаменской
(игумения Феофания), нерехтских
Троице-Сыпановой обители (игумения
Алексия) и Успенской Тетеринской
пустыни (монахиня Вера),
Макариево-Унженского (игумения
Людмила) и Паисиево-Галичского
(игумения Наталия) монастырей. В
числе гостей были и главы
администраций г. Буя (В.П. Воронин),
Буйского района (В.А. Ягодин),
Сусанинского района (А.А. Белокуров)
и Судиславского района (В.Т.
Мамонтов).
В присутствии множества
собравшихся архиепископ Александр
возглавил совершение Божественной
литургии в храме преподобного
Макария Писемского. Затем, перед
торжественным молебном, было
оглашено приветствие Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II в связи с 600-летним
юбилеем монастыря. Молебен
продолжился крестным ходом, во
время которого архиепископ
Александр перед входом в подклет -
где почивают под спудом мощи
святого - прочел молитву
преподобному Макарию и осенил
собравшихся иконой угодника Божия,
а затем со ступеней храма обратился
со словом поздравления и
благодарности к игумении Ангелине,
сестрам обители и всем собравшимся
разделить радость духовного
торжества. Праздник завершился
трапезой для паломников и гостей,
состоявшейся под открытым небом на
монастырском дворе.
Молитвенно уповаем, что и в новом
веке своего бытия
Макариево-Писемская обитель,
престательством ко Господу своего
небесного покровителя -
преподобного Макария - будет
успешно возрождаться, и по-прежнему
множество благоговейных
паломников будут притекать на сие
святое место для поклонения одному
из величайших святых древней
Богохранимой Костромской земли.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Река Письма (левый приток реки
Костромы) протекает по территории
современных Сусанинского и
Буйского районов Костромской
области.
2 Село Данилово находилось в 12
верстах от Макариево-Писемского
монастыря вверх по течению Письмы,
на левом берегу реки. Теперь этого
села не существует.
3 Известная костромская семья
Писемских (к которой принадлежал и
писатель А.Ф. Писемский) почитала
преподобного Макария как одного из
своих предков.
4 Святые угодники Божии и
подвижники Костромские, их жизнь,
подвиги, кончина и чудеса. Кострома,
1879, с. 1 (далее - Святые угодники).
5 "Старая пустыня" находилась
на правом берегу реки Письмы близ
современной деревни Семеновское.
6 Федотов Г.П. Святые древней Руси.
М., 1997, с. 144.
7 Святые угодники, с. 2.
8 Упраздненные монастыри
Костромской епархии. М., 1909, с. 32
(далее - Упраздненные монастыри).
9 Материалы для истории сел, церквей
и владельцев Костромской губернии.
Отдел 3-й для Костромской и Плесской
десятин. Вып. 5. М., 1912, с. 149.
10 Упраздненные монастыри, с. 31.
11 Там же.
12 Святые угодники, с. 4.
13 Беляев И. Статистическое описание
соборов и церквей Костромской
епархии. СПб., 1863, с. 240.
14 Там же.
15 В 1778 году погост Макарий на Письме
отошел из Костромского уезда во
вновь образованный Буйский уезд.
16 Краткие статистические сведения
о приходских церквах Костромской
епархии. Справочная книга.
Кострома, 1911, с. 230.
17 Государственный архив
Костромской области, ф. Р-2102, оп. 2, д.
6, л. 53.