СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Россия, 156004, город Кострома,
улица Просвещения, 1,
телефон (4942) 57-87-69.

www.kostroma.orthodoxy.ru
Почта >>>
Некрополь Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря


И возвратится прах в землю,чем он и был;
А дух возвратился к Богу, Который дал его.
(Екклесиаст, 12, 7)


Троицкий собор.      Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь - единственное место в России, где на протяжении более четырех столетий, начиная с конца XIII века, формировался некрополь одного из самых знаменитых боярских родов - Годуновых. Мурза Чет (в православии Захария) считается родоначальником известных в русской истории боярских фамилий: Сабуровых, Шеиных, Годуновых. Потомки основателя Ипатьевского монастыря были глубоко религиозны и отличались многими христианскими добродетелями. Годуновы любили Ипатьевскую обитель и постоянно заботились о ее благоустроении, часто ее посещали, нередко доживали в ней свой век, приняв монашеское пострижение, стремились быть погребенными в обители, веруя в святость этого места. Для погребения Годуновых в Ипатьевском монастыре были устроены три особые обширные усыпальницы: две - рядом с алтарем теплой церкви Рождества Пресвятой Богородицы, третья - под папертью Троицкого собора. До настоящего времени сохранилась только последняя из них.
Усыпальница.      Первыми из Годуновых в Ипатьевском монастыре были погребены основатель рода, костромской вотчинник Захария, его сын Александр (+1304), внук Дмитрий Зерно, правнук Иван Годун. Их захоронения положили начало формированию первой усыпальницы (в алтарной части церкви Рождества Пресвятой Богородицы); здесь были погребены и родители Царя Бориса Годунова и Царицы Ирины - Феодор Иванович Годунов и Стефания, в иноческом постриге Снандулия, брат Бориса и Ирины - Василий Феодорович Годунов и их дядя, Дмитрий Иванович. Во второй усыпальнице почивал род Стефана, Григория и Ивана Васильевичей Годуновых, современников Царя Иоанна Грозного. Третья усыпальница являлась местом погребения для рода Никиты и Петра Васильевичей Годуновых, которые присутствовали на седьмой свадьбе Иоанна Грозного в числе молодых Годуновых, несших государев каравай. В трех усыпальницах монастыря было погребено 56 представителей рода Годуновых. Кроме того, трое Годуновых погребены вне усыпальниц на монастырском погосте. Последнее захоронение Годуновых в обители - Петр Иванович, воевода из города Свияжска (+1671).
    Первыми из Годуновых в Ипатьевском монастыре были погребены основатель рода, костромской вотчинник Захария, его сын Александр (+1304), внук Дмитрий Зерно, правнук Иван Годун. Их захоронения положили начало формированию первой усыпальницы (в алтарной части церкви Рождества Пресвятой Богородицы); здесь были погребены и родители Царя Бориса Годунова и Царицы Ирины - Феодор Иванович Годунов и Стефания, в иноческом постриге Снандулия, брат Бориса и Ирины - Василий Феодорович Годунов и их дядя, Дмитрий Иванович. Во второй усыпальнице почивал род Стефана, Григория и Ивана Васильевичей Годуновых, современников Царя Иоанна Грозного. Третья усыпальница являлась местом погребения для рода Никиты и Петра Васильевичей Годуновых, которые присутствовали на седьмой свадьбе Иоанна Грозного в числе молодых Годуновых, несших государев каравай. В трех усыпальницах монастыря было погребено 56 представителей рода Годуновых. Кроме того, трое Годуновых погребены вне усыпальниц на монастырском погосте. Последнее захоронение Годуновых в обители - Петр Иванович, воевода из города Свияжска (+1671).
    В XVII веке усыпальницы представляли собой подвальные храмы со множеством икон; на надгробные плиты полагались покрова, шитые золотом и серебром, украшенные драгоценными камнями, теплились лампады, каждую пятницу здесь совершались заупокойные литии.
    В 1756 году две усыпальницы, находившиеся в алтарной части церкви Рождества Пресвятой Богородицы, были упразднены в связи с расширением храма.
    В начале ХХ века усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться "Годуновской", несмотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат представителям этого рода. Вскрытие надгробных плит в третьей усыпальнице в ХХ веке не производилось.

Схема усыпальницы под папертью Троицкого собора.

Схема усыпальницы под папертью Троицкого собора.


     На надгробиях высечены краткие сведения о почивших, начертанные славянской вязью.

Надгробие №1. "Под сим камнем погребено тело господина коллежского советника и кавалера Осипа Матвеевича Крюкова, который присутствовал в Костромской уголовной палате… Скончался 1722 года ноября 9 дня, оставя горесть и печаль своим супруге и детям".
Надгробие №2. "Лета 7069 (1560 год) месяца ноября в первый день на память святых чудотворцев Козмы и Дамиана преставился раб Божий Василий Осипович Годунов".
Надгробие №3. "Лета 7130 (1622 год) февраля в десятый день на память святого мученика Харлампия преставился раб Божий окольничий Никита Годунов в иноцех Нифонт".
Надгробие №4 "Лета 7083 (1575 год) марта восьмой день погребен Тимофей Дмитриевич Годунов".
Надгробие №5. "В сем гробе положен схимонах Иосиф в мире Иоанн Иванович Шетнев… в лето 7195 (1687 год) октября в первый день".
Надгробие №6. "Лета 7191 (1683 год) марта в четвертый день преставился раб Божий инок схимник Иона Пикин Пустобояров".
Надгробие №7. Каменный гроб извлечен из годуновских могил во время перестройки церкви Рождества Пресвятой Богородицы в середине XVIII века.
Надгробие №8 "Преставился раб Божий Григорий Хрисанфов 6092 (1584 год) мая день шестой".

     С 1744 года, после образования Костромской епархии, в монастыре размещался архиерейский дом. Три архиерея погребены в придельном храме во имя святого праведного Лазаря под Троицким собором: епископ Дамаскин (Аскаронский) (1758-1769), епископ Виталий (Щепотов) (1842-1845) и епископ Александр (Кульчинский) (1883-1888).
    В древности, как говорится в исторических материалах, "Ипатьевский монастырь славился благочестием иноков, благоустройством, благотворным влиянием на обитателей окрестных местностей". Поэтому многие желали быть погребенными в Ипатьевской обители. Монастырский погост занимал "местность близ усыпальниц, между монастырской оградою с восточной и южной стороны с храмами Троицким и Рождество Богородицким" (юго-восточный угол Старого двора). На кладбище имелись захоронения представителей княжеских фамилий: Мстиславских, Лобановых- Ростовских, Куракиных, Щербаковых, Вяземских; дворянских фамилий: Ашитковых, Васьковых, Голохвастовых, Карцевых, Колюпановых, Куломзиных, Щулепниковых…
    Кладбище было упразднено в 1919 году. 11 сохранившихся надгробных плит, некогда находившихся на монастырском погосте, с высеченными краткими сведениями о погребенных и эпитафиями, напоминают нам о бренности земной жизни и жизни вечной. Так, на надгробной плите Захарова Аполлона Михайловича (+ 19 октября 1881 года), отставного майора, написано: "И вы убо будите готови: яко в он же час не мните, Сын Человеческий придет" (Лк. 12, 40). На надгробной плите Апашнянского Александра (+ 22 января 1855 года), отрока, сына подполковника Герасима Ивановича Апашнянского, высечена эпитафия:

Как утром на цветах весенняя роса
Его душа на сей земле блеснула,
С улыбкою на здешний мир взглянула
И вознеслась к себе на небеса.

     В начале ХХ века в России по распоряжению Святейшего Синода началась работа по собиранию сведений о захоронениях на кладбищах. Костромская епархия наряду с другими епархиями предоставила в Святейший Синод список погребенных на костромских кладбищах, в том числе и лиц, захороненных на территории Ипатьевского монастыря в период с конца XVIII по конец XIX века. С этим списком можно ознакомиться в издании "Русский провинциальный некрополь", вышедшем в свет в 1914 году под редакцией Великого князя Николая Михайловича.


•   Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Историческая справка).
•   Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь - Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке.
•   Некрополь Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря.
•   Золоченые двери Троицкого собора Ипатьевского монастыря.
•   Интернет сайт Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. >>>

  ©  Copyright        Kostroma 2000 Главная страница Главная страница раздела
Hosted by uCoz