Россия, 156004, город Кострома,
улица Просвещения, 1,
телефон (4942) 57-87-69.
www.kostroma.orthodoxy.ru
Почта >>>
Некрополь Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря
И возвратится прах в землю,чем он и был;
А дух возвратился к Богу, Который дал его.
(Екклесиаст, 12, 7)
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь - единственное место в России,
где на протяжении более четырех столетий, начиная с конца XIII века, формировался некрополь
одного из самых знаменитых боярских родов - Годуновых. Мурза Чет (в православии Захария)
считается родоначальником известных в русской истории боярских фамилий: Сабуровых, Шеиных,
Годуновых. Потомки основателя Ипатьевского монастыря были глубоко религиозны и отличались
многими христианскими добродетелями. Годуновы любили Ипатьевскую обитель и постоянно заботились
о ее благоустроении, часто ее посещали, нередко доживали в ней свой век, приняв монашеское
пострижение, стремились быть погребенными в обители, веруя в святость этого места. Для
погребения Годуновых в Ипатьевском монастыре были устроены три особые обширные усыпальницы:
две - рядом с алтарем теплой церкви Рождества Пресвятой Богородицы, третья - под папертью
Троицкого собора. До настоящего времени сохранилась только последняя из них.
Первыми из Годуновых в Ипатьевском монастыре были погребены основатель рода, костромской
вотчинник Захария, его сын Александр (+1304), внук Дмитрий Зерно, правнук Иван Годун.
Их захоронения положили начало формированию первой усыпальницы (в алтарной части церкви
Рождества Пресвятой Богородицы); здесь были погребены и родители Царя Бориса Годунова и Царицы
Ирины - Феодор Иванович Годунов и Стефания, в иноческом постриге Снандулия, брат Бориса и
Ирины - Василий Феодорович Годунов и их дядя, Дмитрий Иванович. Во второй усыпальнице почивал
род Стефана, Григория и Ивана Васильевичей Годуновых, современников Царя Иоанна Грозного.
Третья усыпальница являлась местом погребения для рода Никиты и Петра Васильевичей Годуновых,
которые присутствовали на седьмой свадьбе Иоанна Грозного в числе молодых Годуновых, несших
государев каравай. В трех усыпальницах монастыря было погребено 56 представителей рода Годуновых.
Кроме того, трое Годуновых погребены вне усыпальниц на монастырском погосте. Последнее захоронение
Годуновых в обители - Петр Иванович, воевода из города Свияжска (+1671).
Первыми из Годуновых в Ипатьевском монастыре были погребены основатель
рода, костромской вотчинник Захария, его сын Александр (+1304), внук Дмитрий Зерно, правнук Иван
Годун. Их захоронения положили начало формированию первой усыпальницы (в алтарной части церкви
Рождества Пресвятой Богородицы); здесь были погребены и родители Царя Бориса Годунова и Царицы
Ирины - Феодор Иванович Годунов и Стефания, в иноческом постриге Снандулия, брат Бориса и Ирины
- Василий Феодорович Годунов и их дядя, Дмитрий Иванович. Во второй усыпальнице почивал род
Стефана, Григория и Ивана Васильевичей Годуновых, современников Царя Иоанна Грозного. Третья
усыпальница являлась местом погребения для рода Никиты и Петра Васильевичей Годуновых, которые
присутствовали на седьмой свадьбе Иоанна Грозного в числе молодых Годуновых, несших государев
каравай. В трех усыпальницах монастыря было погребено 56 представителей рода Годуновых. Кроме
того, трое Годуновых погребены вне усыпальниц на монастырском погосте. Последнее захоронение
Годуновых в обители - Петр Иванович, воевода из города Свияжска (+1671).
В XVII веке усыпальницы представляли собой подвальные храмы со
множеством икон; на надгробные плиты полагались покрова, шитые золотом и серебром, украшенные
драгоценными камнями, теплились лампады, каждую пятницу здесь совершались заупокойные литии.
В 1756 году две усыпальницы, находившиеся в алтарной части церкви
Рождества Пресвятой Богородицы, были упразднены в связи с расширением храма.
В начале ХХ века усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает
именоваться "Годуновской", несмотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат
представителям этого рода. Вскрытие надгробных плит в третьей усыпальнице в ХХ веке не
производилось.
Схема усыпальницы под папертью Троицкого собора.
На надгробиях высечены краткие сведения о почивших, начертанные славянской вязью.
Надгробие №1. "Под сим камнем погребено тело господина коллежского
советника и кавалера Осипа Матвеевича Крюкова, который присутствовал в Костромской уголовной
палате… Скончался 1722 года ноября 9 дня, оставя горесть и печаль своим супруге и детям".
Надгробие №2. "Лета 7069 (1560 год) месяца ноября в первый день на
память святых чудотворцев Козмы и Дамиана преставился раб Божий Василий Осипович Годунов".
Надгробие №3. "Лета 7130 (1622 год) февраля в десятый день на память
святого мученика Харлампия преставился раб Божий окольничий Никита Годунов в иноцех Нифонт".
Надгробие №4 "Лета 7083 (1575 год) марта восьмой день погребен
Тимофей Дмитриевич Годунов".
Надгробие №5. "В сем гробе положен схимонах Иосиф в мире Иоанн
Иванович Шетнев… в лето 7195 (1687 год) октября в первый день".
Надгробие №6. "Лета 7191 (1683 год) марта в четвертый день
преставился раб Божий инок схимник Иона Пикин Пустобояров".
Надгробие №7. Каменный гроб извлечен из годуновских могил во время
перестройки церкви Рождества Пресвятой Богородицы в середине XVIII века.
Надгробие №8 "Преставился раб Божий Григорий Хрисанфов 6092
(1584 год) мая день шестой".
С 1744 года, после образования Костромской епархии, в монастыре
размещался архиерейский дом. Три архиерея погребены в придельном храме во имя святого праведного
Лазаря под Троицким собором: епископ Дамаскин (Аскаронский) (1758-1769), епископ Виталий
(Щепотов) (1842-1845) и епископ Александр (Кульчинский) (1883-1888).
В древности, как говорится в исторических материалах, "Ипатьевский
монастырь славился благочестием иноков, благоустройством, благотворным влиянием на обитателей
окрестных местностей". Поэтому многие желали быть погребенными в Ипатьевской обители.
Монастырский погост занимал "местность близ усыпальниц, между монастырской оградою с восточной
и южной стороны с храмами Троицким и Рождество Богородицким" (юго-восточный угол Старого двора).
На кладбище имелись захоронения представителей княжеских фамилий: Мстиславских, Лобановых-
Ростовских, Куракиных, Щербаковых, Вяземских; дворянских фамилий: Ашитковых, Васьковых,
Голохвастовых, Карцевых, Колюпановых, Куломзиных, Щулепниковых…
Кладбище было упразднено в 1919 году. 11 сохранившихся надгробных
плит, некогда находившихся на монастырском погосте, с высеченными краткими сведениями о
погребенных и эпитафиями, напоминают нам о бренности земной жизни и жизни вечной. Так, на
надгробной плите Захарова Аполлона Михайловича (+ 19 октября 1881 года), отставного майора,
написано: "И вы убо будите готови: яко в он же час не мните, Сын Человеческий придет"
(Лк. 12, 40). На надгробной плите Апашнянского Александра (+ 22 января 1855 года), отрока, сына
подполковника Герасима Ивановича Апашнянского, высечена эпитафия:
Как утром на цветах весенняя роса
Его душа на сей земле блеснула,
С улыбкою на здешний мир взглянула
И вознеслась к себе на небеса.
В начале ХХ века в России по распоряжению Святейшего Синода началась
работа по собиранию сведений о захоронениях на кладбищах. Костромская епархия наряду с другими
епархиями предоставила в Святейший Синод список погребенных на костромских кладбищах, в том
числе и лиц, захороненных на территории Ипатьевского монастыря в период с конца XVIII по конец
XIX века. С этим списком можно ознакомиться в издании "Русский провинциальный некрополь",
вышедшем в свет в 1914 году под редакцией Великого князя Николая Михайловича.
•
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Историческая справка).
•
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь -
Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке.
•
Некрополь Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря.
•
Золоченые двери Троицкого собора Ипатьевского монастыря.
•
Интернет сайт Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. >>>