ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ



Для чего необходимо причащаться? Как к этому следует готовиться?

    Причащение Тела и Крови Христовой - одно из Таинств Православной Церкви, к которому должен периодически приступать каждый верующий человек. Причащение совершается во время Божественной литургии - богослужения, совершаемого в храмах с утра. Причастие столь же необходимо для нашей души и тела; оно укрепляет наши душевные силы, врачует душевные недуги и помогает бороться с греховными пристрастиями. Кроме того, причащаясь, мы свидетельствуем свое единство с Церковью; в первые века христианства человек, именующий себя верующим, но не приступавший к причастию, отлучался от Церкви и не считался верующим христианином.
     Чтобы достойно причаститься Святых Христовых Таин, следует должным образом к этому подготовиться. В течение определенного времени перед причастием (как минимум, три дня) нужно поститься - не вкушать скоромной пищи, воздерживаться от развлечений и мирских удовольствий; это время следует посвятить размышлению о своей жизни, о грехах, в которых предстоит исповедоваться. Накануне причащения желательно побывать на вечернем богослужении и прочитать по Молитвослову (эту книгу необходимую для каждого верующего, сейчас можно приобрести в каждом храме) правило ко Причащению.
     Утром в день причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Накануне причастия - с полуночи и утром нельзя есть, пить и курить (для тех, кто подвержен этой вредной привычке). Перед причастием взрослым людям и детям, начиная с семилетнего возраста, нужно исповедоваться; исповедь в церкви обычно начинается перед Божественной литургией. Причащение совершается в конце Литургии. Верующие, допущенные к причастию священником, по очереди подходят к амвону (возвышенному месту перед иконостасом), на котором стоит священник с Чашей. Подходя к причастию, следует сложить руки крестообразно на груди, назвать свое имя; после того как вас причастили и отерли уста платом, нужно поцеловать нижнюю часть Чаши и отойти к тому месту, где церковнослужители раздают причастникам "запивку"- частички антидора или просфор и вино, разведенное горячей водой.
     Выходить из церкви после причастия можно лишь после того, как вы поцелуете крест, выносимый священником по окончании Божественной литургии.
     После причастия следует особенно усердно следить за тем, чтобы должным образом сохранить в себе духовные дарования, подаваемые в Таинстве Причащения. По возможности удаляться от обыденных разговоров, не заниматься повседневными делами; лучше посвятить день причастия богоугодным делам: чтению духовных книг, делам милосердия и любви к ближним.
Как часто нужно причащаться?
    Этот вопрос каждый верующий может решить, лишь посоветовавшись со священником. В любом случае, к Таинству Причащения нужно приступать не реже одного раза в год; можно причащаться в каждом из многодневных постов церковного года. Следует соблюдать главное правило - частота причащения должна соответствовать уровню вашей духовной жизни; именно поэтому совет священника духовника в данном случае необходим.
     В церковном году есть особый день - Великий Четверг (последний четверг перед Пасхой), когда мы воспоминаем установление Господом Иисусом Христом Таинства Причащения. В этот день, по древней церковной традиции, все верующие стараются причаститься Святых Христовых Таин.

Как следует приходить на исповедь?
     Исповедь совершается в храме утром, перед началом Божественной литургии (в некоторых церквах исповедь совершается еще и вечером). На исповедь приходят те, кто соответствующим образом подготовился и желает причаститься Святых Христовых Таин; впрочем, можно исповедоваться не причащаясь. Совершающий исповедь священник вначале читает общие молитвы, а затем исповедует отдельно каждого из пришедших. Нужно помнить, что в Таинстве Покаяния - таково полное церковное название исповеди - мы каемся в своих грехах Самому невидимо присутствующему при совершении этого Таинства Богу; священник же является свидетелем нашего покаяния, который помогает нам должным образом вспомнить наши грехи и властью, данной ему Богом, разрешает нас от их тяжести.
     Дождавшись своей очереди, исповедующийся подходит к священнику, стоящему у анолоя - высокого наклонного столика, на котором находятся крест и Евангелие. Если вы пришли исповедоваться впервые, лучше сразу скажите батюшке об этом - он подскажет вам, на какие моменты следует обратить внимание при исповеди и в чем нужно раскаяться.
    По окончании исповеди кающийся наклоняет голову, священник накрывает ее епитрахилью (часть облачения священнослужителя) и читает разрешительную молитву. После этого нужно благоговейно перекреститься, поцеловать лежащие на анолое крест и Евангелие и взять благословение у священника (сложив руки перед собой ладонями вверх, поклониться ему и, после того как священник перекрестит вас, поцеловать ему руку).

Что нужно сделать для причащения больного, который сам не может дойти до церкви?
    В этом случае нужно пригласить священника домой к больному, чтобы причастить его на дому запасными Святыми Дарами.
    Перед причастием больному с полуночи не следует есть и пить.Безусловно желательно, чтобы больной сам или при помощи других прочитал правила ко причащению.К приходу священника у его постели нужно приготовить столик, на котором должны находиться икона и заженная лампада или свеча.
    После прихода священника и приготовления им всего необходимого для причащения, родные и близкие должны предусмотреть возможность на некоторое время удалиться из помещения, где находится больной, чтобы дать ему возможность исповедоваться в спокойной обстановке.

Что означает свеча, которую мы зажигаем и ставим?
    Толкователь Литургии блаженный Симеон Солунский (15 век) так обьясняет значение свечи: чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих; мягкость и податливость воска показывает нашу готовность к послушанию Богу, а горение свечи символизирует обожение человека, его превращение и очищение огнем Божественной любви.
     Таким образом, горящая свеча указывает на нашу причастность к Богу, ко Пресвятой Богородице, Ангелам или святым - тем, чьи священные изображения мы почитаем возжением свечи.
     Нужно помнить и о том, что ставить свечу надо не формально, не с холодным сердцем, а с молитвой - пусть даже простой, изложенной самыми обычными словами.

Куда и сколько следует ставить свечей в церкви?
    Обязательных правил на этот случай нет. Покупка свечей - малая жертва Богу, добровольная и необременительная, и дорогая большая свеча отнюдь не "угоднее Богу", чем маленькая (вспомните хотя бы евангельскую притчу о жертве вдовицы - Евангелие от Луки, 21, 1-4). Те, кто регулярно посещают храм, обычно стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе на анолое посреди церкви, к образу Спасителя или Божией Матери, на поминальный столик (канун, особый прямоугольный подсвечник с изображением Распятия) - о упокоении усопших. Можно поставить свечу к любой иконе того святого или святых, кого вы особо почитаете.

Как правильно ставить свечу в церкви?
    Ставя свечу перед иконой, Крестом, мощами святых, мы тем самым возносим молитву перед церковной святыней, символически показываем горение нашей души перед Богом (именно это обозначает пламя свечи).
     В каждом храме есть особо почитаемые святыни, перед которыми ставятся подсвечники. Есть и особый столик с Распятием - обычно находящийся в левой стороне церкви, перед изображением Креста Господня, - куда ставятся свечи с молитвой о упокоении почивших ("за упокой").
     Подойдя к подсвечнику, следует два раза перекреститься и поклониться святыне, затем зажечь свечу от других свечей или от лампады на подсвечнике, поставить ее на свободное место (или если все места на подсвечнике заняты, просто положить рядом - церковнослужители сами поставят вашу свечку на освободившееся место).
     После того, как вы поставили свечку, следует еще раз перекреститься и поклониться. Если позволяет обстановка, можно приложиться к святыне - благоговейно поцеловать ее. Все это должно сопровождаться молитвенным обращением к Богу, Матери Божией или святому - кого мы почитаем возжением свечи.
     Если в церкви много людей и трудно пройти туда, где бы вы хотели поставить свечу, следует просто передать ее впереди стоящим и сказать, к какой иконе ее следует поставить. Нужно заметить, что среди некоторых пожилых прихожанок существует совершенно бессмысленное мнение, что передавать свечу левой рукой - "грешно" ("можно только правой"). Поэтому, приходя в церковь, следует иметь это в виду, чтобы не раздражать таких людей и не испортить настроения себе и окружающим.

Что можно употреблять в пищу в дни Великого поста ?
Разрешается ли не соблюдать пост по болезни?
     Великий пост - один из четырех многодневных постов в церковном году - именуется Церковью строгим; кроме мясных, молочных продуктов и яиц, на его протяжении не разрешается вкушение рыбы. По церковному уставу, рыбу в Великом посту можно употреблять в пищу лишь на праздник Благовещения (7 апреля) и в праздник Входа Господня в Иерусалим (в 2002 году - 28 апреля).
     Всем нам необходимо помнить, что телесный пост, воздержание от определенных видов пищи - не главная цель, а лишь средство; во дни поста главное - очистить свою душу, ослабить воздействие на нее страстных помыслов и греховных привычек, а телесное воздержание должно способствовать этому, дисциплинируя нашу волю и напоминая нам об особой важности времени Великого поста для души.
    Не случайно, говоря о соблюдении поста, святые Отцы замечали: "Мы - не телоубийцы, а грехоубийцы", то есть мы должны ненавидеть не свое тело, а грехи, и бороться с ними всеми средствами, в том числе и телесным воздержанием.
     Ослабление поста может быть допускаемо с особого разрешения священноначалия. Так, в духовных учебных заведениях, как правило, в дни Великого поста - кроме сред, пятниц, первой, Крестопоклонной и Страстной седмиц (недель) - разрешается вкушение рыбы. Тот же, кто не может во всей полноте соблюдать пост по здоровью (к примеру, больной, который не может обходиться без молока), должен обязательно обсудить этот вопрос со священником, получить его совет.Однако и в этом случае, приходя на исповедь, надо обязательно об этом вспомнить и принести покаяние в нарушении поста.

Какой угол в доме называется "красным" ?
     Название "красный" угол сохранилось в нашем народе с давних времен и обозначает то место в доме или комнате, где находятся домашние иконы.
    Православные христиане помещают святые иконы в каждой комнате своего жилища (в том числе и на кухне); при этом их обычно помещают в угол напротив входной двери.Впрочем, это правило (размещени напротив двери) не имеет абсолютного характера - святые иконы можно разместить и по - другому; главное - их наличие в доме.
    Стоит заметить и то, что благочестивый человек не станет употреблять выражения "повесить икону" - даже если мы прикрепляем ее к стене, мы ее не "вешаем", а "ставим" .

В какие дни в церкви не совершается венчание ?
     По церковному уставу, Таинство Венчания не совершается в продолжении многодневных постов (Великого, Рождественского, Петрова и Успенского), в продолжение Святок - с 7 по 20 января , на масленице (неделя перед началом Великого поста, начиная с Недели мясопустной, и в Неделю сыропустную), в Светлую седмицу (неделя после праздника Пасхи), в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября), накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, а также во вторник, четверг и субботу каждой недели

Можно ли снимать с крещеного младенца нательный крестик ?
     Православному верующему не следует снимать с себя нательный крест ни при каких обстоятельствах .Однако, если младенец постоянно хватается за крестик руками и может поранить себя - такое допускается. Но в этом случае нательный крестик должен обязательно находиться вблизи ребенка (обычно его вешают на кроватку, в которой лежит младенец).

Как освятить купленный нательный крестик ?
    Весь церковный товар, приобретенный в храме или в церковной торговле,уже освящен до продажи, и второй раз его освящать не надо.Если же вы приобретаете крестик в светской торговле ( к примеру, в ювелирном магазине) ,то его следует освятить.
     Нужно заметить, что некоторые кресты с изображением Распятия по каталическому образцу освящению не подлежат. Их легко узнать по тому, что на них ноги Спасителя прибиты ко Кресту не двумя гвоздями, а одним .
     Желающему освятить нательный крестик следует посетить церковь и обратиться к церковнослужителям за свечным ящиком (место при входе в храм, где продают свечи и оформляют требы ).Ваш крест посмотрят, скажут , соответствует ли он православной традиции, и в случае соответствия передадут в алтарь или на водосвятный молебен для освящения .

Для чего ребенку при Крещении нужны крестные родители ? Как их правильно выбрать ?
    Быть крестным - не только почетно, но и очень ответственно . Не случайно на Руси всегда глубоко чтили и уважали своих крестных родителей - восприемников.
    Маленькие дети, которых мы приносим крестить в церковь, еще не могут сами изъявить желания стать членами Церкви Христовой. Между тем в последовании Крещения есть момент, когда новообращеный отрекается от сатаны и его сил - то есть от врагов нашего спасения, бесов, имеющих особое влияние на души некрещеных - и сочетается Христу, изъявляет свое желание стать христианином.За младенца, который не может сделать этого сам, отвечает крестные; тем самым они принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, за то, чтобы он вырос достойным , верующим человеком.
    Выбирая восприемников, нужно помнить, что они отвечают перед Богом за своих крестников, и что собственно Крещение младенца совершается по вере крестных.Поэтому выбранные вами люди обязательно должны быть православными верующими людьми (само собой разумеется, крещеными).
     Обычно на Крещении приглашают крестного отца и крестную мать; впрочем, возможно присутствии лишь одного крестного (тогда он должен быть того же пола, что и крещаемый).Важно знать, что между крестными родителями в Таинстве Крещения возникает духовное родство, поэтому они не могут быть супругами.Не могут быть восприемниками и сами родители ребенка.
    При крещении взрослых людей восприемников может и не быть; в этом случае крестным считается сам священник, совершающий Таинство.

Почему в православных храмах духовная литература продается за деньги, а проповедники различных иностранных учений раздают ее бесплатно ?
    Этим не следует смущаться : покупая книгу в храме или в церковной торговле, мы тем самым делаем свое пожертвование на церковное дело ."Подарок" же иностранных миссионеров и их доброхотных помощников - на самом деле, часть хорошо продуманной, организованной и профинансированной деятельности по вовлечению людей в ту или иную секту.
    Последствия этого могут быть весьма печальны.Достаточно вспомнить нашумевшие дела тоталитарных сект "Белое братство" или "Аум Сенрике". Поэтому к данному случаю как нельзя лучше подходит народная поговорка о бесплатном сыре, который бывает лишь в мышеловке...

Как следует одеваться, когда идешь в церковь?
    Существуют определенные правила посещения храма, которые имеют свое основание в Священном Писании (например, Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 11) или в историческом опыте православного благочестия.
     Одежда для посещения церкви должна быть скромной, неброской, потому что мы идем в храм для смиренной встречи нашей души с Богом, а не для демонстрации нарядов.
    Общеизвестно, что женщина должна находиться в церкви с покрытой головой (в платке). В холодное время допустимы и зимние шапки; однако, так как это иногда вызывает нарекания отдельных пожилых людей, многие постоянные прихожанки, входя в церковь, снимают зимние шапки и повязывают платки.
    Недопустимо для женщин в храме брюки и мини-юбки; желательно не употреблять косметику, и, в особенности, губную помаду (тем более если вы идете причащаться).
     И мужчинам , и женщинам даже в жаркое время желательно посещать церковь в одежде с длинным рукавом. Чрезвычайно недопустимо смотрятся в храме спортивные костюмы. Не разрешается входить в храм в шортах или майках без рукавов.
     В то же время, если вы видите в храме человека, одетого не должным образом, не следует обращаться к нему со словами обвинения или высокомерного поучения. В этом случае нужно тактично и доброжелательно объяснить ему, что в таком виде церковь посещать не следует; лучше это сделать тихо или наедине, не привлекая внимания окружающих.
    Помните слова святого апостола Павла: "Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Еф.4,32).

Зачем в церкви подают записки о здравии и о упокоении? Как правильно их написаить?
    Записки или, говоря по-церковному, поминовения подаются верующими за свечной ящик (место при входе в храм, где продают свечи и оформляют требы) перед началом Божественной литургии - главного богослужения Православной Церкви, совершаемого в утреннее время. Записки передаются в алтарь, где священнослужители, прочитывая - поминая их , вынимают при этом частицы из просфор (небольших двухчастных хлебцев с изображением креста). В конце Литургии эти частицы погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: "Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих". Таким образом, душам поминавшихся о здравии и о упокоении подается особая Божия Благодать.
    Поминовение за Божественной литургией - особый вид общецерковной молитвы; заказывая его, мы найлучшим образом заботимся о здравии и душевном спасении наших близких и о блаженном упокоении усопших. Кроме обычных записок, за службой можно подавать заказные записки (с особым поминовением), заказывать сорокоусты, полугодовые, годовые и вечные поминовения.
     При написании записок или при заполнении поминальников - небольших книжечек о здравии и упокоении, продающихся в каждом храме - следует соблюдать определенные правила. В записках пишутся только имена поминаемых и только в родительном падеже (отвечая на вопрос кого? - например, Андрея, Марии). В начале записки следует изобразить крест и написать "О здравии" или "О упокоении". Поминать можно лишь церковные имена крещенных в Православной Церкви; при этом в поминовениях о упокоении нельзя писать имена покончивших с собой.
    Кроме имен поминаемых, в записках допускаются следующие уточнения: перед именами священнослужителей пишется их сан (причем вместо слова “священник” пишется “иерей”); дети до 7 лет именуются “младенец”, старше семи лет - “отрок” или “отроковица”; военослужащие именуются “воин”, усопшие до наступления сорокового дня - “новопреставленный”, перед именем поминаемого о здравии больного “болящий”, перед именем скончавшегося насильственной смертью - “убиенный”. Все эти слова можно написать в сокращенном виде.
    Подавать записки следует заранее, до начала Божественной литургии, потому что поминовение за службой совершается лишь до определенного момента - Херувимской песни (“Иже херувимы…”).

                    

Почему мы особенно отмечаем третий, девятый и сороковой день после кончины умершего?
    По учению Церкви, после телесной смерти человека его душа, отделившись от тела, направляется на суд Божий, где определяется ее участь до Страшного Суда и всеобщего воскресения мертвых. Сам умерший уже не может сделать ничего, чтобы изменить это решение, но способствовать улучшению загробной участи души близкого нам человека могут наши молитвы. Поэтому Церковь призывает своих чад особенно усердно молиться об упокоении почивших.
    По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божиему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показывают райские обители, с девятого по сороковой - мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда. Поэтому Церковь и установила совершать особое поминовение усопшего в третий, девятый и сороковой день.
     Следует знать, что в дни поминовения усопших надо прежде всего посетить храм, заказать заупокойное поминовение, самому вознести молитву к Богу о упокоении близкого нам человека, по возможности посетить кладбище и лишь потом садиться за поминальный стол. Если же мы (как это очень часто встречается) ограничимся лишь последним, потратим все свои силы на устройство стола, а о церковном поминовении забудем, то никакой пользы душе усопшего не принесем.

Что такое сорокоуст?
    Сорокоуст - особый вид молитвенного поминовения, совершаемый Церковью ежедневно в течении сорока дней. Каждый день в течении этого срока на Литургии за поминаемого из просфоры вынимается частичка.
    Сорокоусты обычно заказывают по только что усопшим - новопреставленным - одновременно с отпеванием. Причина этого в том, как пишет святой Симеон Солунский, что "сорокоусты совершаются в воспоминания Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, - и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (навстречу) Судии, был восхищен на облаках, и так был всегда с Господом".
    Сорокоусты заказываются и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Что такое сороковая молитва?
     Так в обиходе именуют молитвы сорокового дня, которые читаются над женщиной, родившей ребенка.
     По правилам Церкви, унаследованным от ветхозаветных времен, мать новорожденного в течении сорока дней после рождения ребенка не должна посещать церковь. По истечению этого срока она должна прийти в храм; после того, как священник прочитает над ней молитвы сорокового дня, она вновь может принимать участие в церковных богослужениях и Таинствах.

Что означает выражение "заказать молебен"?
     Молебен - особый вид богослужения, церковной молитвы о помощи Божией. Молебны бывают благодарственные, водосвятные (соединенные с чином освящения воды), с акафистом - с чтением особого богослужебного последования, прославляющего праздник, чудотворную икону Божией Матери или святого угодника Божия.
     На молебне мы обращаемся к Богу, Пресвятой Богородице, ангельским силам и святым. В православной традиции принято молитвенно обращаться к определенным угодникам Божиим или иконам Божией Матери в конкретных житейских обстоятельствах. Так,о здравии больных молятся великомученнику и целителю Пантелеимону, для избавления от пристрастия к алкоголю - мученику Ванифатию и иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша".
     Для того, чтобы заказать молебен, следует обратиться к прислуживающим в храме: они всегда подскажут вам, какой молебен какому святому заказать и как правильно это сделать.

Почему каждый год праздник Пасхи приходится на разные дни?
     Дата празднования Пасхи определяется не только солнечным, но и лунным календарем, то есть зависит не только от движения Земли вокруг Солнца, но и от фаз Луны. Кроме того, Пасха - Светлое Христово Воскресение - обязательно должна приходиться на воскресный день.
     Дата празднования Пасхи определяет и дни других великих праздников - Входа Господня в Иерусалим, Вознесения Господня, Дня Святой Троицы. Такие праздники именуются переходящими, в отличие от непереходящих (к примеру, Рождество Христово всегда празднуется 7 января).

Что такое плащеница?
     Плащеницей мы называем вышитое на ткани изображение снятия тела Господа нашего Иисуса Христа с Креста. В Великую Пятницу, обычно во второй половине дня, плащеница выносится из алтаря храма и полагается посреди церкви для поклонения верующих. На службе Великой Субботы она обносится крестным ходом вокруг храма. Перед началом торжественного пасхального богослужения плащеница вносится в алтарь и полагается на Престоле.
    В христианском мире известна и так называемая Туринская плащеница - та самая ткань, в которую было завернуто тело Иисуса Христа при положении во гроб, и на которой чудесным образом сохранилось изображение Спасителя.

Почему на Пасху принято дарить друг другу крашеные яйца?
    По преданию, этот обычай ведет свою историю с 1 века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, Святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим к императору Тиверию, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю обычное куринное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным". И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, как бы свидетельствуя этим истинность Воскресения Христова.
     C тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: "Христос Воскресе!".

Что такое артос?
    Артос (по-гречески "хлеб") мы называем особый круглый хлеб, на котором изображается Крест Господень или Воскресение Христово. Этот хлеб выпекается ко дню Пасхи, освящается в храме на праздничном пасхальном богослужении и на протяжении всей Светлой седмицы находится в храме перед алтарем. В субботу Светлой седмицы после службы он раздается верующим. Обычай этот ведет свою историю со времен Воскресения Христова.
    В молитве, читаемой над артосом, священник просит Господа подать здравие вкушающим его, исцелить их недуги и болезни. Поэтому верующие, получив после окончания Литургии в субботу Светлой седмицы часть артоса, сохраняют ее в течении всего года (обычно для этого ее разрезают на небольшие кусочки) и вкушают эти частички натощак - особенно в болезненном состоянии.

Почему гражданское и церковное имя иногда сильно различаются, например: Юрий-Георгий, Светлана - Фотиния? Что делать, если имени, которое мы выбрали ребенку, нет в святцах?
    Каждый православный человек при Крещении получает свое имя в честь какого-либо святого. Случается, что традиционным для нас именам соответствуют святые, носящие другой вариант имени. Так, Юрий - славянизированный вариант имени Георгий, однако светская традиция стала эти имена различать. Несколько по-другому обстоит дело с такими именами, как Светлана или Виктория: каждое из них соответствует имени в святцах, имеющему тот же смысл, но произносимому на другом языке. Например, Светлана (славянское "свет") - Фотиния (по-гречески "свет" - "фотос"); Виктория (по-латински "победа") - Ника("победа" по-гречески).
     В то же время в последние десятилетия, когда жизнь большинства людей была далека от Церкви и ее традиций, получили распространение имена неправославного происхождения (Эдуард, Станислав и другие), не говоря уже об "изобретениях" тридцатых годов - к примеру, Октябрина, Элем, Вилор. Кроме того, в последние годы появилась сомнительная мода называть детей именами героев популярных сериалов.
    Когда люди с таким именем приступают ко Крещению, священнику приходится подбирать им православное имя, которое обычно выбирается близким по звучанию к имени гражданскому. Этим церковным именем и следует себя называть, приступая к Таинствам Исповеди или Причащения. В записках, подаваемых о здравии или о упокоении, также следует писать лишь церковные имена поминаемых.

Что такое именины и как положено их праздновать ?
     Вопреки распространенному мнению, именины, или, по-церковному, тезоименитство - это не день рождения, а день празднования памяти святого, имя которого мы носим. При Крещении каждому из нас нарекается церковное имя в честь кого-либо из святых угодников Божиих; этот святой является нашим небесным покровителем. Для того, чтобы узнать, в честь кого из святых вы названы, следует взять церковный календарь и найти ближайший после даты вашего рождения день памяти святого с вашим именем; этот день и будет датой именин, а святой - вашим небесным покровителем.
    Нужно заметить, что встречаются и случаи наречения имени при Крещении в честь наиболее известного святого с данным именем. Поэтому при совершении Таинства Крещения лучше всего обратиться к священнику с просьбой указать небесного покровителя новокрещенного и день именин. Во многих храмах эти сведения вписываются в свидетельство, которое выдается при совершении Таинства Крещения.
     В прежние времена на Руси празднование дней рождения практически не совершалось, вместо этого отмечали именины. В этот день православному верующему следует, должным образом подготовившись, посетить богослужение в храме, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн, чтобы почтить память своего небесного покровителя.

Почему в церкви все службы совершаются на церковнославянском языке - сложном для понимания, содер-жащем много непонятных слов? Разве нельзя молиться на обычном русском языке?
     Церковное богослужение должно обращать наши души и мысли к Богу, к высшему духовному миру; все оно наполнено внутренним духовным содержанием и не может быть сопоставимо с повседневной жизнью. Поэтому и язык богослужения не может быть обычной разговорной речью, он должен как бы возвышаться над обыденностью, в то же время сочетаясь с мелодическим строем православного богослужения.
     Нужно заметить и то, что при всем богатстве современного русского языка многие церковнославянские слова и выражения переводятся на русский язык с большим трудом, при этом теряя большую часть своего смыслового содержания.
     Для того, чтобы сделать церковную службу понятной для людей, следует не призывать к ее полному переводу на русский язык, а заботиться о духовной культуре верующих, при необходимости объясняя некоторые сложные слова и обороты церковнославянской речи.
     Об этом свидетельствует и история нашей Церкви. В 20-е - 30-е годы XX века некоторые из иерархов и священников Русской Православной Церкви раскольнически отделились от священноначалия и образовали так называемую "обновленческую церковь". Богоборческая власть активно поддерживала их, надеясь таким образом добиться развала и полного уничтожения Православия в России. Одним из первых шагов обновленцев стал перевод всего богослужения на русский язык. Но церковный народ не принял такого новшества.
     Несмотря на поддержку властей, храмы обновленцев опустели, и к концу Великой Отечественной войны обновленчество фактически перестало существовать. Печальный опыт такого "обновления" богослужения есть и в наше время.
    В то же время некоторые выражения, полностью устаревшие и потерявшие свое первоначальное значение, могут заменяться более подходящими по смыслу, но это должно совершаться продуманно и, естественно, всей полнотой Церкви с благословения священноначалия.
     Если какие-то слова или выражения православного богослужения кажутся вам непонятными, не стесняйтесь обратиться с вопросом к священнику, к компетентным верующим. Помните, что молясь на церковнославянском языке, мы не только обращаемся к Богу, но и свидетельствуем свою верность духовным традициям наших благочестивых предков.


  ©  Copyright         Kostroma 2000 Главная страница
Hosted by uCoz