Преподобный Тимон (в миру Тихон Федоров) родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской
губернии, в семье диакона одного из местных храмов Феодора и его супруги Анисии. Обученный отцом,
мальчик уже в семилетнем возрасте свободно читал церковные книги, отличаясь при этом любовью
к уединению и молитве.
Получив образование в Нижегородском Духовном училище, Тихон вернулся в родительский дом к уже
тяжело больному отцу. В этот период своей жизни юноша часто совершал паломнические путешествия
по монастырям Нижегородской, Костромской, Владимирской и Тамбовской епархий. Достигнув
двадцатилетнего возраста, он женился на дочери одного из балахнинских священнослужителей Евдокии
и был рукоположен во диакона к Свято-Алексеевскому храму села Зиняково Семеновской округи
Нижегородской епархии. Однако вскоре его супруга скончалась. Стараясь утишить скорбь о потери
горячо любимой матушки, диакон Тихон Федоров часто посещал Саровскую пустынь, где его духовным
отцом стал великий святой Русской земли - преподобный Серафим Саровский. По благословению старца
Серафима отец Тихон в 1800 году поступил в число братии нижегородского Вознесенского Печерского
монастыря и вскоре принял иночество с именем Троадий.
В апреле 1801 года епископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (Краснопевков-Румовский; 1738-1811)
назначил иеродиакона Троадия строителем городецкого Богородице-Феодоровского монастыря - обители,
в стенах которой до 1239 года пребывала великая святыня Костромской земли чудотворная
Феодоровская икона Божией Матери. В январе 1804 года иеродиакон Троадий был пострижен
в монашество с наречением имени Тимон - в честь святого апостола от семидесяти Тимона.
В 1814 году епископ Нижегородский и Арзамасский Моисей (Близнецов-Платонов; 1770-1825)
рукоположил отца Тимона во иеромонаха.
В марте 1818 года иеромонах Тимон по болезни был освобожден от должности строителя обители.
Стремясь к уединенной подвижнической жизни, преподобный сначала перешел в Высокогорскую
Вознесенскую пустынь близ Арзамаса, а затем совершил паломничество к святыням Русского Севера.
Именно тогда он впервые посетил Николо-Надеевскую пустынь Костромской епархии - и, всей душой
полюбив это место, твердо решил перейти сюда на жительство. Преподобный Серафим благословил
намерение отца Тимона, произнеся при этом знаменательные слова: "Сей плоды, да расцветут цветы".
Весной 1825 года преподобный Тимон переселился в Надеевскую пустынь. Здесь, в 10 верстах от
обители, он выкопал землянку и устроил в ней келью, где проводил жизнь в подвигах поста, молитвы
и богомыслия на протяжении семи лет, посещая Надеевскую пустынь лишь по воскресным и праздничным
дням для совершения богослужений. Но в начале 1832 года Господь сподобил преподобного Своего
явления, повелев старцу приступить к возобновлению Надеевской пустыни - которая, приписанная
к Троицкому Кривоезерскому монастырю, тогда находилась в ветхом состоянии, не имея даже
постоянной братии.
Жизнеописание старца так передает слова, обращенные Господом к преподобному: "Не ужасайся,
старец, а сотвори то, что Я повелю тебе. Иди в пустынь угодника Моего святителя Николая
Чудотворца, в которой спасались некогда многие иночествующие, и возобнови ее для жительства
вновь иночествовать имеющим по тебе в последующие годы".
Чем дольше преподобный размышлял о том, как возобновить Надеевскую пустынь, тем более это дело
казалось невозможным для него - и по возрасту (старцу к тому времени исполнилось 65 лет), и
по слабости телесных сил, и по отсутствию материальных средств для начала работ. Но однажды,
когда отец Тимон предавался подобным скорбным раздумьям, ему в легком сне явился святитель
Николай и с любовью сказал: "Что ты скорбишь, старец, о таком деле, которое совершенно зависит
от воли Божией? Неужели Господь, благоволивший избрать тебя для исполнения воли Своей, не силен
помочь тебе? Вот ты посмотри, что для тебя при мне имеется". С этими словами святитель Николай
показал преподобному мешок, полный золота, и тотчас стал невидим. Сомнения, долго томившие
отца Тимона, после этого явления рассеялись; твердо уповая на помощь Божию, он стал готовиться
к воссозданию пустыни.
Начиная столь важное дело, преподобный Тимон не мог не испросить благословения своего духовного
отца и наставника - преподобного Серафима. В апреле 1832 года старец Тимон в последний раз
пришел в Саровскую пустынь. Благословляя его на исполнение повеления Божия, преподобный Серафим,
обращаясь к своему ученику, произнес слова, известные ныне каждому почитателю памяти саровского
подвижника: "Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на
песке, сей на камени, сей на пути, сей и в тернии; всё где-нибудь да прозябнет и возрастет и
плод принесет, хотя и не скоро".
Благословляя преподобного Тимона на обратный путь, святой Серафим предсказал свое скорое
преставление ко Господу: "Наступает уже время, в которое я должен предстать к Нелицеприятному
Судии Богу и отдать отчет в своих делах, ибо по прошествии восьми месяцев после нашего с тобою
свидания я вызван буду из сей временной земной жизни в вечную жизнь, а ты после меня проживешь
на земле еще семь лет. Прошу тебя, дорогой мой друг отец Тимон, поминай меня во святых своих
молитвах; в благословение тебе даю после себя лапотки, которые и завещаю надеть тебе на свои
ноги тогда, когда Господь воззовет тебя в небесные Свои обители. Теперь иди в свою Надееву
пустынь и, что Господь покажет, то и делай. Он там утешит тебя еще и не одним откровением,
которыми ты и доселе был сподобляем от Бога".
В том же 1832 году преподобный Тимон начал строительство в Надеевской пустыни каменного
Успенского храма с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и во имя преподобного Макария
Унженского (постройка которого полностью завершилась в 1837 году). Одновременно преподобный
выкопал вокруг обители канавку (подобную знаменитой Дивеевской), а также ископал вблизи
монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая.
Земные труды преподобный Тимон сочетал с подвигами духовными. Господь наградил святого
благодатными дарами прозорливости и чудотворений, любовь и смиренномудрие старца привлекали
к нему множество людей. Братия обители и паломники, иноки и миряне обращались к старцу за
советом, утешением и наставлением. Один из жизнеописателей преподобного повествует:
"Пустынные лесные дороги покрылись многочисленными толпами пешеходов, стремившихся к
старцу Божию с тяжелым бременем своих духовных и телесных нужд. Посещали старца и образованные
люди, чтобы насладиться его беседами, благоухавшими благодатью Божией. И поистине сокровищницей
великих благ была беседа его; смиренная и вместе властная, она согревала сердце, снимала завесу
с глаз, озаряла ум духовным разумением, приводила к раскаянию, рождала желание исправиться,
стать лучшим и более совершенным, возбуждала надежду, что исправление совершится; она была
как ясный луч солнца, разгоняющий темноту. Как всю свою жизнь, так и слова свои отец Тимон
основывал на Слове Божием - просившим у него совета по трудным обстоятельствам жизни он давал
разъяснения на основании Священного Писания и примеров из жизни святых Божиих". Среди духовных
чад преподобного Тимона был и епископ Костромской и Галичский Владимир (Алявдин; 1791-1845).
Многие случаи прозорливости старца и совершавшихся по его молитвам чудотворений были
документально зафиксированы еще при жизни преподобного. Вот несколько отрывков из хранившейся
в монастыре рукописи:
"Княжна Екатерина Александровна Вяземская, не имевшая обычая целовать благословляющую руку
священника, пред поездкой своей в Надеев сказала, что из угождения сестре своей Софии она
облобызает руку старца Тимона. Благословляя ее по прибытии в Надеев, подвижник Божий заметил:
"Возьми, поцелуй руку и не думай, что это мне лично нужно и приятно; но, смиренно лобызая руку
священника, ты воздаешь честь невидимо благословляющему тебя чрез него Спасителю".
При посещении старцем Тимоном села Парфентьева некая мать подвела к нему на благословение
своего 13-летнего сына, уже три года лишившегося употребления языка. Служитель Божий сказал,
что подобные несчастья происходят от безрассудных слов самих родителей, в пылу раздражения
греховного призывающих на головы детей различные бедствия. Благословив затем отрока, старец
возвратил ему потерянный дар слова.
Как велика была сила веры и как чудодейственна молитва старца, показывает следующий случай.
Загорелась скотная изба в монастыре и уже вся была объята пламенем. Монахи выбежали тушить
пожар и разламывать избу, а старец Божий, никому не сказав и слова, войдя в свою келлию,
спокойно встал на молитву, и в ту же минуту пламя погасло само собою, тогда как и инструментов
пожарных здесь никаких не было; так молитва праведника превозмогла силу разрушительной
всепожирающей стихии и угасила огонь".
Пройдя долгий и многотрудный путь земной жизни, преподобный Тимон мирно преставился ко Господу
21 января (по старому стилю) 1840 года; погребение его состоялось в Надеевской пустыни,
за алтарем Успенского храма. Последние слова преподобного обращены были к братии обители:
"А вы, отцы и братие, сотрудники мои, при несомненной вере в Божественный промысл, жизнью
воздержною, миролюбивою, молитвою бденною, пламенною, терпением постоянным, сокрушением
нелицемерным идите неуклонно - пролагайте себе дорогу в вечность, за гробом на небе наша
отчизна; все простите меня, молю вас, Господа ради".
С наступлением скорбных для Церкви событий ХХ столетия Николо-Надеевская пустынь подверглась
закрытию и разорению. Однако верующие продолжали приходить на могилу старца Тимона, на
выкопанный им Никольский источник. По сей день молитвами преподобного Тимона на источнике
совершаются исцеления больных.
Прославление преподобного Тимона, старца Надеевского, в лике местночтимых святых Костромской
епархии духовно венчает собою празднование на Костромской земле общецерковного юбилея - столетия
канонизации его духовного наставника преподобного Серафима Саровского.
Преподобне отче наш Тимоне, моли Бога о нас!
Тропарь, глас 4
Яко светозарная звезда / возсиял еси в пределех земли Костромския, / преподобне отче наш Тимоне,
/ последуя завету преподобнаго Серафима Саровскаго, / в Надеевской пустыни подвигом бдения,
пощения и молитвы подвизался еси, / многия иноки и в миру сущия ко Христу привел еси, / ныне со
святыми у Престола Божия пребываеши. / Молися Христу Жизнодавцу / о всех, с верою имя твое
призывающих.
Кондак, глас 3
Преподобне отче Тимоне, / земли Костромския похвало и украшение, / от юности Христа Бога
возлюбил еси, / Евангельски шествовав путем земным, / Небеснаго Отечества сподобился еси. /
Ныне же моли Всемилостиваго Господа / спастися душам нашим.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче наш Тимоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и
собеседниче ангелов.
|