Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле,
по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей
жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого
Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе
Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу.
Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где
и был пострижен в иночество с именем Митрофан.
Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой
иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую
обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали
просить местное духовное начальство о доставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена.
Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен
в игумены Яхромской обители.
Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более
обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской
земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь
достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало
замечательных икон.
Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича,
который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились
с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года,
была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить
игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.
Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и
присутствовать на “прении о вере” между старообрядцами и православными в Грановитой палате.
Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских
делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических
начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную
воздействовать на население самым благотворным образом. В самом начале своей деятельности
святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой
Богородицы. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора
огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.
Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I.
Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать
возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую
Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали
победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие
в этой победе именоваться епископом Воронежским и “Азовским”. В то же время святитель Митрофан
не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия
их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем
языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться
к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие
ритуалы.
Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был
восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.
Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой
молитвой — молитва об умерших.
Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно
знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем “Духовном завещании” святитель Митрофан
назидал: “Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность —
богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь”.
Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины
святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже
с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за “святого
старца”.
С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при
соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное
донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное
открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией
происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых,
расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский
Митрофанов монастырь.
Тропарь, глас 4.
Правило веры и образ кротости словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был
еси. Темже и во светлостех святых солнца светлейше возсиял еси, венцем нетления и славы украшаемь,
моли Христа Бога стране нашей и граду твоему в мире спастися.
Молитва первая
О святителю отче Митрофане, се мы грешнии, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми,
чудесно содеянными и содеваемыми тобою, уверившеся, исповедуем, яко имаши велию благодать
у Господа Бога нашего, и всесмиренно ко твоему благосердию припадающе, тебе молимся сице: моли
о нас Христа Бога нашего, да низпослет всем чтущим святую память твою и усердно к тебе
прибегающим богатыя милости Своя; да утвердит во святей Своей Православной Церкви живый дух
правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да вся чада ея,
чиста суща от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною
покланяются Ему, и усердно о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих да потщатся. Пастырем
ея да даст Господь святую ревность попечения о спасении людей, во еже неверующия просветити,
неведущия наставити, сомнящияся вразумити, отпадшия от Православныя Церкве к ней возвратити,
верующия в вере соблюсти, грешныя на покаяние подвигнути, кающияся утешити и во исправлении
жизни утвердити, и тако вся люди ко уготованному вечному Царству святых Его привести. Умоли
Господа, угодниче Христов: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему,
многоболезенный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Всем же в державе людем
да дарует благий Бог наш мир, тишину, безмятежие и изобилие плодов земных, паче же ко исполнению
заповедей Его тщание неленостное; и да избавит царствующия грады, град сей и вся иныя грады
и веси, от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани,
смертоносныя язвы и от всякаго зла. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая
душам и телесем нашим; да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего,
Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе
прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко
да подаст нам согрешений наших прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней
душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная;
да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных,
Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие,
со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков.
|