ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ


ИГРИЦКО-ПЕСОЧЕНСКАЯ ИКОНА
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (СМОЛЕНСКАЯ)

ИГРИЦКО-ПЕСОЧЕНСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (СМОЛЕНСКАЯ).

     Икона находилась в Игрицком мужском монастыре, в пустыни, называемой Игрицкой при р.Песочне. Икона обретена 12 июля 1624г. в с. Савицком, недалеко от Костромы, где жил боярский сын Емилиан Исаев Севрюг. Он лишился зрения и в течении 5 лет искал помощи у врачей, но все было напрасно. И вот, однажды, крестьяне его, пася овец в пустыни Игрица, пришли к церкви очень ветхой, готовой обрушиться. Пастухи вошлии в церковь и увидели на престоле икону Божией Матери, держащей на руках Иисуса Христа, как будто только что написанную. Они помолились с благоговением и поспешили рассказать своему боярину. Емилиан обрадовался и послал в Кострому за своим духовным отцом Феодором, чтобы он пришел отслужить молебен. Молебен был совершен с водоосвящением. Когда святой водой священник стал кропить икону, вода вбиралась в нее, как в губку, только на очах долго держалась и потом стекала, как струя. Священник покропил святой водою слепого Емилиана и он прозрел. На месте явления иконы был устроен Песоченский монастырь на правом берегу Волги, в 16км. от Костромы. В XVI в. на месте монастыря существовала пустынь св. Николы Великорецкого. В рукописном сказании о явлении Смоленской - Игрицкой иконы говорится, что во время царствования царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного в 1530г. постиг Россию великий мор, который достиг Костромских пределов и пустынь опустела на 54 года. После обретения иконы Смоленской Божией Матери 12 июля 1624г., видя многочисленные исцеления от иконы, горя усердием послужить Богородице, нашлись иноки, которые основали монастырь. Это были благочестивые мужи, жители города Костромы: Потапий, Григорий и Карп. С этого началось созидание обители. В 1624г. строителем монастыря старцем Гурием был выстроен первый деревянный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом святителя Николая В XVII веке существовало, что видно из монастырских описей, деревянная церковь, 12 келий, амбар, поварня, вокруг монастыря ограда, за которой размещался конюшенный двор и земельные угодья. В последней четверти ХVIIв. Появляются первые каменные постройки. В 1686г. был выстроен каменный храм Пресвятой Богородицы, Смоленской (по внутреннему устройству он напоминал Костромской Успенский собор)- одноэтажный, пятиглавый. Престол был устроен из кипарисового дерева. Иконостас столярной работы, резной, по левую сторону от царских врат находилась чудотворная икона Смоленской Божией Матери с рукоятью внизу, риза на ней была устроена в 1808г. серебряная, вызолоченная, с венцом и короною. Рукоять также была обложена серебром, у иконы на полях было 12 изображений круглых, на которых изображены явления и чудеса Пресвятой Богородицы Игрицкой. Внизу была надпись: "Явление иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии было в1624г.". На обороте иконы был написан образ святителя Николая, с серебряной ризой, позолоченной, с гладким венцом и 4 рубинами, митра и евангелие были черневые. В 30-40гг. XIX в. начинаются большие строительные работы в монастыре, в 1839г. по проекту известного архитектора П.И.Фурсова был построен Христорождественский собор - очень величественный, с шестиколонными портиками с каждой стороны. Он мог стать украшением не только монастыря, но и кафедральным любого губернского города. Не одна тысяча богомольцев могла вместиться в храме. По проекту П.И.Фурсова были также построены братский корпус, звонница, часовня в виде ротонды над святым источником. Это были последние проекты архитектора П.И.Фурсова, после чего он был смещен с должности губернского архитектора. В середине XIX в. в монастыре было братии до 100 человек, монастырь был причислен ко 2 классу и 1849 г. настоятелями были ректора Костромской Духовной Семинарии, а с 1866г. - викарные епископы Костромской епархии.
     Среди святынь монастыря, кроме чудотворного образа Игрицкой Божией Матери, широкое почитание имел восьмиконечный крест, обложенный серебром и украшенный финифтяными изображениями. Крест заключал в себе более 150 частиц мощей различных святых. Чтимой была и икона святителя Николая, найденная невредимой под пеплом после пожара, случившегося в монастыре в 1634г.
     Всего в монастыре было 4 храма: Смоленский храм (1686г.), Христорождественский собор (1839г.), Никольский храм (1694г.) и Петро - Онуфриевский в колокольне (1826г.).
     Чудотворную икону Смоленской Божией Матери ежегодно приносили в Кострому. Во вторник на 9 неделе после Пасхи отправлялось духовенство из Костромы в сопровождении множества народа в Песоченский монастырь, где служили молебен.На другой день после ранней обедни все шли в Кострому с иконою. Икону несли священники. В2 деревнях по дороге останавливались, пели молебен и когда подходили к Костроме, в соборе начинался звон. Весь почти город выходил на сретение иконы.
     Богослужения в монастыре продолжались до 1931г., разрушать обитель начали с конца 20г. В настоящее время от обители почти ничего не осталось, только монастырский источник целебный журчит.

ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА


ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА.

     Обретение иконы послужило причиной основания Николо-Бабаевского монастыря на границе Костромской и Ярославской губернии, на правом берегу Волги, при впадении в нее р. Солоницы.
     История возникновения монастыря такова: сплав леса - старинный промысел, при котором употребляли вместо руля большие весла, называемые бабайками, которые при вводе плотов из Волги в р.Солоницу, делались ненужными и их складывали на берегу при самом устье р. Солоницы; некоторые же бабайки попадали в воду и уплывали, уносимые течением.И вот на одной из таких бабаек по р.Волге приплыла икона свт. Николая Чудотворца и остановилась при самом устье Солоницы. Образ пристал к берегу. И благочестивые люди, обретши икону, взяли ее и поставили в лесу в часовне. Многие стали стекаться на поклонение образу, от которого совершались чудеса. Предание говорит затем, что на это место пришел инок из Сергиевой обители Иоанн, который устроил из бабаек храм, а затем принялся за создание целого монастыря. Отсюда и получила эта обитель начало и свое наименование. Точной даты основания обители нет.
     В конце XIX в. обитель пришла в полное благоустройство не без участия св. Игнатия Брянчанинова, который прибывает в обитель в 1861г. Он поручил сделать проект соборного храма в честь Иверской иконы Божией Матери знакомому архитектору, профессору Академии художеств И.И.Горнастаеву, затем министерством путей сообщения была составленна смета на строительство храма (200тысяч рублей). Заготовка кирпича производилась на заводах, устроенных при монастыре; на месте же добывался дикий камень, который был употреблен в цоколь здания. Строительство храма после смерти еп. Игнатия шло медленнее и окончательно храм был устроен в 1877г. и освящен 8сентября 1877г. В течении 1894-95гг. храм был украшен живописью в русско-византийских традициях. Верхняя церковь соборного храма была расписана знаменитым русским художником Сафоновым(который расписал в 1913г. притвор Троицкого собора Костромского Ипатьевского монастыря). Для украшения Иверского храма снаружи на его стенах в заранее устроенных для этого местах помещены иконы: 12- с изображением Божией Матери, 4- с изображением Архангелов и 4- с изображением Апостолов. По внешнему виду храм имеет сходство с церковью Воскресения Христова в Иерусалиме. Глава, увенчивающая средний купол, изображает царскую корону и вместе архиерейскую митру, которые обе принадлежат Главе Церкви - Иисусу Христу.
     Кроме соборного храма в обители было еще три церкви:
     на северной стороне монастыря находился летний храм в честь свт. Николая Чудотворца(1817-23 гг.).
     на южной стороне находился храм в честь св. Иоанна Златоуста и преп. Сергия Радонежского, за правым клиросом которого было погребено тело в 1831г., жившего в монастыре на покое, костромского епископа Самуила, а за левым клиросом погребено тело епископа Игнатия Брянчанинова. С западной стороны посередине братского корпуса был построен в 1809-14гг.храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Главную святыню этого храма состовляла икона Успения Пресвятой Богородицы (копия с чудотворной Киевской иконы) со вложенными в нее св. мощами Киевских чудотворцев, пожертвованная г. Победимскою, жившей в Суздальском женском монастыре. Это послужило побуждением к построению нового храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.
     Кроме этого в монастыре были другие святыни:
     1.В 1724г. житель посада Больших Солей Василий Иссаков принес в дар обители Иверскую икону Божией Матери, которая в скором времени прославилась чудесами. Икона писалась в Нижнем Новгороде специально по его заказу
     2. Инокиня Костромского Крестовоздвиженского монастыря принесла в дар обители украшенную золотым шитьем с жемчугом Казанскую икону Божией Матери, по особому указанию Божию, бывшему ей во сне. Икона почиталась чудотворною.
     3. Князь Григорий Александрович Потемкин - знаменитый вельможа времен Екатерины II с благославления Санкт-Петербургского митрополита Гавриила принес в дар монастырю часть мощей свт. Николая, хранившуюся в его домовой церкви. В благодарность при монастырском храме был устроен придел в честь свт. Алексия, митрополита Московского и свт. Григория Армянского, имя которого носил князь Потемкин. Поводом вклада частиц мощей свт. Николая послужило следующее обстоятельство:
     князь Потемкин дал обет слить в монастырь большой колокол и для этой цели послал в монастырь несколько медных пушек, но лодки потонули во время бури. И в монастырь была дана им жертва.
     Чудотворный образ свт.Николая из Николо- Бабаевского монастыря находится в церкви Воскресения Христова на Н.Дебре слева от царских врат иконостаса в деревянном киоте перед солией.


ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МАКАРЬЕВСКАЯ


ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МАКАРЬЕВСКАЯ.

     С давних времен эта благодатная икона известна в Макарьевской обители и списана она учениками преп. Макария с иконы, которая явилась ему в пустыне. Икона написана греческим письмом на 4 липовых досках и бруске плотно приложенных друг к другу и склеенных между собою. Матерь Божия изображена по пояс, правая ее рука представлена как бы принимающею благославление от восседающего на Ее левой руке Иисуса Христа , Который изображен благославляющим правою рукою, а в левой держащим свернутый свиток. Лик Спасителя обращен немного на правую сторону с прямо устремленным взором, а лик Богоматери наклонен немного к Спасителю. Над главою Иисуса Христа означен венец одною круглою чертою. Над главою Богоматери венец также обведен кругловидною чертою. Одежда на Богоматери, как верхняя, так и нижняя, по золоту с ряснами и убрусом, на котором, как и на плечах, изображены три звезды. Одежда Спасителя темно-зеленая с красными пробелами и золотыми пятнами. Пояс и пелена по темно-зеленому фону украшены чертами из золота. Вверху сделана надпись: "Образ Пресвятыя Богородицы Макарьевския", а на нижней кайме, которая заменяет раму, надписан тропарь киноварью: "Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Твою, Богоневесто Владычице, чудотворную икону, к ней же мы, грешнии рабы Твои, прибегающе. Тебе Премилостивую спасения нашего ходатаицу, сердцем и усты смиренно молим..." По окончании тропаря оставлен небольшой пробел и за ним следующий тропарь: "Солнце победися Твоею светлостию, Марие" и так до конца: "Владычице, обычно зовем Ти: радуйся. Невеста Неневестная ".
     И когда в пустыни преп.Макария были устроены церкви, эту икону поставили около царских врат и как говорится в церковных описях, она занимала место в иконостасах то теплого, то холодного собора более 300 лет под именем Макарьевской иконы Пресвятой Богородицы. Во все это время православные христиане почитали Ее как благодатную и прибегали к ней с молитвами. Свт. Митрофан Воронежский, будучи игуменом Макарьевской обители, перенес благоговейно чтимую им икону из теплого собора в холодный Троицкий и поставил первой в иконостасе от царских врат. 24 августа 1717 г. по указу царя Петра Алексеевича монаху Ионе была выдана рукописная сборная память для сбора подаяний на устройство оклада на эту икону. В этой сборной памяти икона называется чудотворною, что подтверждается еще и тем , что после 3 сильных пожаров, бывших в обители в 1629 и 1690гг., св. икона осталась невридимою.
     Но мало - помалу эту святыню забыли, чему способствовало то, что игумен Митрофан II, прибыв настоятелем в Макарьевскую обитель издалека, по незнанию важного значения и истории иконы, допустил переписать ее в Смоленскую и перенес в Благовещенскую церковь, где она оставалась в неизвестности почти целое столетие. В 1858г. Господу было угодно открыть людям забытую святыню. По случаю обновления ветхого иконописания, оказалось необходимым в числе икон прочистить и эту св. икону, тогда известной под именем Смоленской. При прочистке под верхним письмом оказался невридимым другой чудный лик Богоматери с надписью "Макарьевская" и с подписью тропоря и кондока Пресвятой Богородице самого древнего письма. При этом совершилось много благодатных знамений. Все эти чудесные события, сопровождавшие обретение Макарьевской иконы Божьей Матери, записаны в монастырской летописи.
     В настоящий момент местонахождения иконы неизвестно.

ОВИНОВСКАЯ ИКОНА
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ОВИНОВСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

     Овиновская икона Пресвятой Богородицы находится в Паисиевом мужском монастыре Костромской губернии.Во время княжения Димитрия Донского боярин Иоанн Овинов, который жил на берегу Галичского озера, задумал обновить в 1425г. обветшалую церковь в Николаевском монастыре, близ которог о он жил. При приближении к монастырским воротам он увидел 2 прекрасных юношей, которые несли ему на встречу икону Божией Матери.
     Они передали ему икону и заповедовали ему соорудить церковь во имя Пресвятой Богородицы и свт. Николая Мирликийского.
     Иоанн внес икону в монастырскую ограду и поставил ее на месте, где хотел устроить церковь. Вскоре он соорудил храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, поставил там икону, которая и стала называться Овиновской.
     Когда великий князь Василий Васильевич Темный воевал в 1433 г. против своего дяди Георгия Дмитриевича Галичского и взял Галич. Тогда он перенес чудотворную икону со всеми ее драгоценными украшениями в Москву и поставил в соборной церкви.
     Но в туже ночь икона неведомой силой была перенесена на прежнее место. Это чудесное событие еще более прославило святую икону и сделало ее предметом благоговеяния для верующих.
    
    

СМОЛЕНСКАЯ - КОСТРОМСКАЯ
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

СМОЛЕНСКАЯ - КОСТРОМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.


     На юго-западной башне Богоявленского монастыря на стене написана была в 1672г. икона Смоленской Богоматери.
     8 мая 1779г. в Костроме был сильный пожар, значительно пострадал Богоявленский монастырь. Юго-западная башня и особенно та стена, на которой изображена св. икона были подвержены действию пламени. Несмотря на огонь - икона и деревянный киот на ней остались невредимыми. С тех пор началось особенное чествование этой иконы.
     В 1924г. у башни была устроена церковь во имя Смоленской Богоматери с полуциркулярной пристройкой в той стене, на которой изображена чудотворная икона.
    
    

ГАЛИЧСКАЯ ИЛИ ЧУХЛОМСКАЯ ИКОНА
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


ГАЛИЧСКАЯ ИЛИ ЧУХЛОМСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

     Явилась в 1350г. преп. Авраамию, Чухломскому чудотворцу, ученику преп. Сергия Радонежского, с благословления которого Авраамий удалился в Галичскую пустынь, на Галичское озеро. Жизнь свою он проводил в строжайших подвигах смирения и непрес-танно молился Пресвятой Богородице: "Да будет Она ходатаицею и молитвенницею о нем грешнем к Сыну Своему и Богу, да призрит Он на смирение его." Однажды сидя после молитвы, услышал голос с горы, повелевающий ему взойти на гору, где стоит икона Пресвятой Богородицы. На вершине горы он увидел свет. Взойдя на гору,
     На дереве он увидел икону Божией Матери с Предвечным Младенцем Иисусом. Икона сама спустилась на руки преп. Авраамию, который стал молиться и всю ночь провел без сна, воспевая благодарственные песнопения Пресвятой Богородицы. После этого Авраамию пришел помысл удалиться с явленною иконою в пустынь, куда укажет ему путь Сама Богоматерь. С этими словами он заснул и во сне услышал голос от иконы: "Авраамий, пребудь на месте сем и спасешься и обитель воздвигнешь во упокоении Мне. тебе и учеников твоих. Я не оставлю соблюдая их во все дни жизни твоей и по твоем к Богу отшествии не отступлю от обители твоей, покрывая ее и даруя ей всякое изобилие". Авраамий поставил на этом месте часовню и стал жить тут в безмолвии, никем не знаемый. Но слух о чудотворной иконе Богоматери и о пустыннике, жившем при ней, разнесся по всюду.
     Одно из чудес от иконы произошло тогда, когда Галичский князь Димитрий Феодорович послал просить Авраамия с иконою к себе. Авраамий переехал с иконою Галичское озеро, в воротах города встретили его с чудотворною иконою на руках весь священный собор со множеством народа и сам князь с семейством. Князь взял икону на руки, внес в соборную церковь и пред иконою отпел молебен преп. Авраамий со всем клиром, освятил воду и окропил ею князя и народ. Со всего города принесены были болящие к иконе Богородицы и когда преп. Авраамий окропил их святой водой, и они приложились к чудотворной иконе, все получили исцеление. Князь, узнав об обетовании Пресвятой Богородицы, пожертвовал имение на построение монастыря и была построена церковь во имя Успения Богородицы и со временем основан монастырь, называемый Покровским-Городецким.


СЛОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


СЛОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


     Эта святая икона явилась чудесно в 1628 году жителю Галичской волости деревни Щертецова Титу Гаврилову, больному чрезвычайным расслаблением тела, в церкви, стоявшей без пения более 60 лет и чрезвычайно обветшавшей. Многие чудеса, бывшие от этой святой иконы, были исследованы по повелению Благоверного государя царя Михаила Феодоровича. С благословения Патриарха Филарета построен здесь монастырь, который существовал до 1764 года. На этом месте сейчас приходская церковь Богородицкая, что в Новословинской пустыни. Зданием каменный (холодный), построен усердием прихожан в 1892 году. Имеет три престола: в честь Словинской иконы Божией Матери, святого Иоанна Предтечи и преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Прихожан было - 1700 м. п. и 1900 ж.п.

  ©  Copyright        Kostroma 2000 Главная страница
Hosted by uCoz