Собор в честь Воскресения Христова на Нижней Дебре

   Россия, 156021, город Кострома,
улица Кооперации (бывшая Нижняя Дебря), 37.
телефон (4942) 54-76-62.


Собор в честь Воскресения Христова на Нижней Дебре. (© Фото +ПТРС 2002г.)      При въезде в древний русский город Кострому, под горой на берегу Волги в окружении старинных лип, словно вырастая из земли, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре - великая православная святыня Костромского края, выдающийся памятник русской художественной культуры XVII века. Название церкви - "на Дебре" - указывает на то, что в древности здесь рос глухой дремучий лес. В Костроме существовало две Дебри - Верхняя и Нижняя. Воскресенская церковь была сооружена под горой на Нижней. Первый деревянный храм, по преданию, здесь был построен еще в XIII в. костромским князем Василием Ярославичем (1248-1276), "мизинным" (младшим) сыном великого князя Ярослава Всеволодовича. С XV века на Нижней Дебре начал формироваться посад, известный в XVII столетии своими кожевниками. В писцовой книге Костромы за 1628 год отмечены стоявшие на месте нынешнего храма посадские "...церковь древяна, верх шатровой, Воскресения Христово, да вверху предел Христовы мученицы Екатерины. Да церковь другая с трапезою, древяна клецки, Козмы и Демьяна, да придел Христова мученика Георгия страстотерпца". Таким образом, Воскресенский шатровый храм был холодным, а в зимнее время богослужения совершались в стоявшей рядом клетской церкви Космы и Дамиана, святых покровителей ремесленников. Заказчиком каменного храма был купец "бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков" с прихожанами, жившими на Нижней Дебре. Он вел обширную торговлю кожами и входил в состав московской Гостинной сотни. Согласно преданию, деньги на построение церкви были получены нежданным образом, когда вместо выписанных Кириллом Исаковым из Англии красок в одном из бочонков оказалось золото, которое и было пожертвовано на возведение храма. Как и в деревянной церкви, главный престол был посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконнике) и трех святителей; Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
     Екатерининский придел, как видно из описи 1628 года, существовал еще в предыдущем, деревянном, храме. Однако сохранение его в новой постройке, а также освящение здесь прежде не существовавшего Трехсвятительского придела связано, очевидно, с волей заказчика, поскольку его мать звали Екатериной, в честь святой великомученицы, а отец - Григорий - имел своим небесным покровителем святого Григория Богослова, одного из трех великих святителей и учителей Церкви.
     Постройка церкви была завершена к 1645 году, а семью годами позже храм был расписан, по мнению современных исследователей, дружиной костромских живописцев во главе с талантливыми костромскими художниками Василием Ильиным Запокровским (роспись галерей) и Гурием Никитиным (роспись Трехсвятительского придела). Но увидеть церковь во всей красоте Кириллу Исакову было не суждено. Незадолго до освящения он умер и был погребен в подклете, а на помин его души "...в дом боголепного Воскресения Христова" братом заказчика был пожертвован в 1645 году серебряный напрестольный крест.
     Пятиглавый кубический объем храма на подклете первоначально имел позакомарное покрытие. Пирамида мелких кокошников венчала Трехсвятительский придел, а окружающая храм с трех сторон галерея была с открытыми арками. Очевидно, в конце XVII века фасады церкви были расписаны "бриллиантовым рустом" (бриллиантовый руст - покраска стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными внутри по диагонали на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создает впечатление объемности) и "травами", что сделало ее еще более живописной. Одновременно с храмом были сооружены трехшатровые Святые ворота с арочными проходами. Первоначально это было самостоятельное здание, позже соединенное с галереей храма и его западным крыльцом. Ворота украшены белокаменными вставками с изображением льва, единорога, сирены, неясыти пустынной, двуглавого орла, имеющими символическое значение и связанными с праздником Воскресения. Так, лев олицетворяет грядущее Воскресение, является бдительным стражем святыни, а единорог символизирует чистоту и девственность.
     Спустя столетие после сооружения храма начались его переделки. В сороковые годы XVIII века были растесаны оконные проемы четверика, позакомарное покрытие заменено четырехскатным, заложены арки галереи, чтобы сохранить внутренние помещения от внешних наносов снега в зимнее время и от большой сырости осенью, скрыты скатной кровлей кокошники на Трехсвятительском приделе. В 1871-1872 годах к юго-восточному углу храма было пристроено помещение ризницы с полукруглым, как у алтаря, выступом. В это же время маслом была переписана и древняя роспись.
     Стоящая с юга Знаменская церковь составляет с Воскресенской единый архитектурный ансамбль. Некогда оба храма окружала общая кованая ограда с фигурными столбами, сооруженная в 1878 году. Точная дата постройки Знаменской церкви неизвестна. Вероятно, возведена она была если не одновременно, то вскоре после Воскресенской в качестве зимнего храма, что во многом способствовало сохранению в первоначальном виде монументальных росписей, икон и памятников декоративно-прикладного искусства в интерьере летнего храма. С запада к Знаменской церкви примыкала многоярусная колокольня. Именовалась в то время церковь Георгиевской и имела два придела: во имя святых мучеников Космы и Дамиана в трапезной и во имя блаженного Прокопия Устюжского под колокольней. Возникновение последнего придела связано, видимо, с профессиональной деятельностью заказчика - торговлей по северному речному пути, в том числе и с Устюгом Великим, где подвизался Христа ради юродивый Прокопий, бывший некогда, как и Кирилл Исаков, богатым купцом. С 1799 по 1802 годы Георгиевская церковь капитально перестраивалась, после чего и была переосвящена в честь иконы Божией Матери "Знамение". Приделы при этом были объединены и разместились в сооруженном вновь восьмерике храма, попасть в который можно было по открытому переходу над кровлей трапезной. Прообразом для подобного размещения придела послужил, видимо, Богоявленский собор в Костромском кремле.
     В дни празднования в 1913 году трехсотлетнего юбилея Дома Романовых Кострому посетил император Николай II со своей семьей. 20 мая во второй половине дня он с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией осмотрел церковь Воскресения и поклонился ее святыням.
     В начале тридцатых годов ХХ века было прекращено богослужение в Знаменской церкви, а затем закрыта и Воскресенская. По милости Божией у воинствующих атеистов не поднялась рука разрушить церковь Воскресения, как это они сделали со Знаменской, пребывающей и доныне в руинах. В подклете Воскресенского храма разместили тогда воинский склад, а в храме было устроено зернохранилище.
     Богослужение в церкви Воскресения Христова возобновилось в 1946 году при епископе Костромском и Галичском Антонии, который освятил храм 28 июля 1946 года. В церкви не имелось полов, рам, отсутствовали иконы местного ряда и царские врата, резьба иконостаса была варварски поломана. С помощью прихожан храм был постепенно приведен в порядок. Однако недолгие годы лояльного отношения советской власти к Православной Церкви сменились вновь притеснениями и гонениями. Не обошли эти события и Воскресенский храм.
     В конце пятидесятых годов ХХ века была сделана попытка закрыть церковь якобы "по просьбе верующих", против чего решительно выступили епископ Костромской и Галичский Сергий и прихожане. Настоятелем храма тогда был назначен архимандрит Серафим (Борисов). Свое иноческое служение отец Серафим начал в Железноборовском монастыре, после закрытия которого 16 лет провел в лагерях и тюрьмах, в том числе и на Соловках.
     С начала шестидесятых годов ХХ века при епископе Никодиме (ныне митрополит Харьковский и Богодуховский) Воскресенский храм стал кафедральным собором вместо расположенной в центре города церкви во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1964 году сюда перенесли из Иоанно- Златоустовской церкви главную святыню Костромского края - чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. Здесь она и находилась до 1991 года; 29 августа 1991 года крестным ходом святыня была перенесена во вновь открытый Богоявленско-Анастасиин собор, ставший кафедральным.
     Воскресенская церковь, древняя и намоленная, пользуется особой любовью у костромичей и гостей города. Одних влечет под ее своды интерес к истории и культуре, большинство же приходит сюда, чтобы приобщиться спасительным таинствам веры, и видит в исторических и художественных достопримечательностях храма древние святыни родного Православия.
     Стены и своды окружающей четверик галереи церкви Воскресения на Дебре расписаны масляной живописью в семидесятых годах XIX века, скрывшей первоначальную фресковую роспись. Слева от западного портала в киоте - изображение Софии Премудрости Божией и большая композиция на сюжеты Откровения Иоанна Богослова о победе Христа над адом, 1652 года. Справа в киоте - чтимый фресковый образ Спасителя того же времени. На южной паперти изображена картина сотворения мира и главные события из жизни первых людей, а на северной - Вселенские Соборы. Справа от южного портала за иконостасом в киоте - чтимый фресковый образ Богоматери "Знамение". Восточную часть галереи занимает Екатерининский придел, устроенный в 1946 году. Изначально придел располагался в дьяконнике главного алтаря за иконостасом. Здесь до сих пор находится древний образ святой великомученицы Екатерины, написанный, возможно, в конце XVI - начале XVII веков для раннего иконостаса деревянного храма.
     В четверик церкви и расположенный с севера Трехсвятительский придел ведут порталы, украшенные белокаменными дыньками и карнизами с тончайшей резьбой по камню в виде растительного орнамента. Кованые железные двери с задвижками и железными "веревками" - ровесники храму. Стены четверика сплошь покрыты масляной живописью на евангельские сюжеты. Древний иконостас был заменен ныне существующим в 1852 году с включением в него старых икон. Иконы нижнего яруса не сохранились и заменены вновь собранными при открытии церкви. Заслуживают внимания старинные образа второй половины XVII века: Иоанна Предтечи с 40 клеймами миниатюрной живописи его жития, апостолов Петра и Павла с московскими святителями, две иконы Ветхозаветной Троицы; иконы XVIII-XIX веков - Феодоровской Божией Матери с 26 клеймами, в которых нашли отражение события из истории Костромы, и святителя Николая с 40 клеймами жития. Слева от царских врат перед солеёй в киоте помещен чтимый список (середины XIX века) с Феодоровской чудотворной иконы Богоматери в изящном окладе, украшенном эмалями. Этот образ участвовал во многих крестных ходах. Слева в отдельно стоящем киоте - образ святителя Николая с 8 клеймами жития, называемый "Николо-Бабаевским" - древний список с чудотворной иконы.
     У северного клироса обращает на себя внимание Толгская икона Богоматери (1862 года) в искусном окладе, украшенном бисером - мера и подобие чудотворного образа.
     Перед иконостасом в специально устроенном ковчеге почивают частицы мощей Киево-Печерских святых: преподобного Илии Муромца; преподобного Прохора лебедника, прозванного так за то, что он питался лебедою; преподобного Дамиана целебника, "иже исцеляше больных молитвою и святым елеем"; святителя Нифонта, архиепископа Новгородского); преподобного Марка гробокопателя и преподобного Спиридона просфорника, в зрелых летах научившегося грамоте и каждый день прочитывавшего всю Псалтирь.
     Из икон в киотах вокруг столбов заслуживают внимания довольно большие живописные образа XVII века "Похвала Богородицы", "Святитель Николай" с житием, "Божия Матерь Смоленская" и "Троица Ветхозаветная".
     Подлинной сокровищницей древнерусского церковного искусства является Трехсвятительский придел с пятиярусным иконостасом XVII века и монументальными фресковыми росписями 1652 года, приписываемыми исследователями выдающемуся живописцу-костромичу Гурию Никитину и работавшим в его дружине художникам. Росписи здесь посвящены житию святителей и мученической кончине апостолов.
     Царские врата, сень над ними и тябла иконостаса покрыты мелкой орнаментальной резьбой с полихромной раскраской, позолотой и серебрением. Тябло в подножье деисусного чина поддерживается квадратными столбиками, завершающимися резными кистями рук. В 1873 году иконостас был реставрирован большесольским резчиком Трубниковым. Особенность этого иконостаса - размещение над местным рядом редких иконных изображений: "Единородный Сыне" и "Проповедь апостолов" (XVII века). На традиционном месте - справа от царских врат - храмовый образ святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, середины XVII века.
     Под сводами Воскресенской церкви со временем собралось немало произведений церковного искусства, в том числе и из закрываемых в годы гонений церквей. При открытии московского Свято-Данилова монастыря, а затем и костромского Богоявленско-Анастасииного часть икон и утвари была пожертвована в эти обители, В церкви постоянно проводятся реставрационные работы под руководством опытных специалистов из костромской реставрационной мастерской. Так, иконы и монументальные росписи реставрировались художниками под руководством А.М.Ма- лофеева, резьба и позолота иконостасов - резчиками-реставраторами во главе с Н.П.Шаровым, историко-архивные исследования проводились Е.В.Кудряшовым.
     В 1998 году начались работы по восстановлению колокольни Знаменской церкви, разрушенной до основания в тридцатых годах ХХ века. 26 сентября 2001 года воссозданная колокольня была освящена архиепископом Костромским и Галичским Александром. В ближайшее время - после вывода из храмового здания располагающейся здесь котельной - начнется реставрация и самой Знаменской церкви. Сейчас при Воскресенском соборе действуют воскресные школы для детей и взрослых; клирики храма окормляют несколько приходов, открытых при медицинских и пенитенциарных учреждениях Костромы.

  ©  Copyright        Kostroma 2000 Главная страница Главная страница раздела
Hosted by uCoz