Иаково-Железноборовский монастырь
Железноборовский мужской монастырь находится в Буйском районе на левом
берегу реки Тебзы на расстоянии 85 км от города Костромы, от Буя в 15 км, располагался на буйском
торговом тракте при селе , которое ранее называлось Железный Борок, а сейчас - село Борок.
Свое название Железноборовский монастырь получил от того, что на том
месте, где он находился, был прежде огромный бор с залежами железной руды. Предание говорит,
что до покорения Сибири Ермаком, Железный Борок являлся ссыльным местом,где преступники
занимались разработкой руды. Это предание имеет основание, так как и до сих пор вблизи монастыря
встречаются ямы и канавы со значительным количеством выжженного железа.
Основание монастыря
Основание Железноборовскому монастырю положено около 1390 года при великом князе Василии
Дмитриевиче преподобным Иаковом.
В "Описании Железноборовского монастыря" читаем: "…преподобный Иаков родился в Галиче, в семье
благочестивых и благородных родителей - бояр Аносовых. Имя, данное ему при крещении, неизвестно.
Еще в самых юных летах отрок обнаружил в себе стремление к благочестивой жизни…"
"После ранней смерти родителей, исполненный глубокого смирения и духовной
чистоты, ступил юноша в обитель преподобного Сергия Радонежского. От руки самого великого игумена
он принял пострижение в монашество с именем Иакова. …Он испрашивает благословения преподобного
Сергия и возвращается в родные места. Путь его лежит к реке Тебзе, на берегу которой он на
какой-то день своего пути оказался, утомленный путешествием. Преподобный Иаков прилег отдохнуть.
И тут чудное видение явилось ему. Необыкновенно яркий луч внезапно пал на то место, на котором
оказался путник. Преподобный Иаков воспринял это как указание Божие, что именно здесь и должно
быть место его отшельнической жизни. На том месте он воздвигнул большой деревянный крест. Вскоре
он обнаружил неподалеку небольшое селение Железный Борок, у жителей которого смиренно испросил
разрешения поселиться на избранном месте. Он ископал рядом со своей кельей два пруда и колодец.
Предание приписывает его трудам и небольшое Святое озеро, находящееся верстах семи от Железноборовского
монастыря…
Преподобный Иаков воздвигает небольшую бревенчатую церковку в честь Рождества Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна и учреждает для братии общежитие. Так получила начало
Железноборовская обитель, которая впоследствии стала именоваться Иоанно-Предтеченским
Железноборовским мужским монастырем.
В 1415 году монастырские заботы привели Иакова в столицу. Именно в те дни супруга великого князя
Софья Витовтовна страдала родовыми муками. Великий князь обратился к Иакову с просьбой:
помолиться о здравии своей супруги. После благополучных родов обрадованный великий князь
наградил Железноборовскую обитель вотчинами, что вскоре сыграло свою роль в деле спасения многих
костромичей от погибели.
В 1420 году костромские волости подверглись моровой язве и страшному голоду. Смертность была так
велика, что летописцы определяют ее не числом умерших, а кратким выражением: "поля остались
несжатыми". В это бедственное время голода преподобный Иаков сделал свою обитель пристанищем
для всех приходящих.
Во время борьбы за великокняжеский престол в 1429 году казанские татары совершили набег на
костромскую землю. Набегу подвергся и Железноборовский монастырь. Он был разграблен и сожжен
дотла. Преподобный Иаков со своей братией укрылся в глубине окружающего монастырь бора.
Возвратившись на пепелище, иноки построили новую обитель.
Незадолго до своей кончины преподобный Иаков был возведен в сан игумена.
Скончался Иаков 11 апреля 1442 года. Тело его было погребено в основанной им обители.
И после смерти Иакова монастырь пользовался покровительством князей и царей российских.
Когда в 1450 году великий князь Василий Васильевич ходил войной на галичского князя, свой
командный пункт он расположил именно в Железноборовском монастыре. Вся московская рать
под командованием воеводы Оболенского во время наступления на мятежный Галич была расположена
также в этом монастыре. Именно тогда великий князь Василий Темный и подарил монастырю свою
кольчугу, которая долгие годы хранилась в монастыре как реликвия. В 1599 году царь Борис Годунов
дал монастырю жалованную грамоту на сельцо Контеево со всеми окрестными деревнями.
Не обошли монастырь беды, нависшие над Русью в начале XVII века. Причиной их был Григорий
Отрепьев, с которым была близко знакома Железноборовская обитель. Некогда Отрепьев, боярский
сын из Гаича, явился сюда и вступил в ее братство. По прошествии некоторого времени здесь же он
был пострижен в монашество с именем Григория. Из Железноборовского монастыря он перешел в
Спасо-Евфимиевский монастырь города Суздаля, а затем в московский Чудов монастырь. В конце
концов он объявился в Польско-Литовском государстве в качестве чудом спасшегося царевича Дмитрия.
Польские отряды рыскали по всему костромскому краю. Дошли они и до Железноборовского монастыря:
сожгли надгробную часовню преподобного, выжгли весь монастырь и до основания разорили Брылеву
отшельническую пустынь.
По переписным книгам 1678 года за исключением монастырских вотчин, владения которыми
подтверждались грамотами царя Михаила Федоровича, записано, что "было в монастырских вотчинах
10 дворов служних и людей в них 22 человека, 343 двора крестьянских, да 48 дворов бобыльских,
а людей в них 1124 человека, да 8 дворов монастырских рыбников, а людей в них 12 человек".
Несмотря на богатство, монастырь не обременял своих вотчинных крестьян тяжелыми налогами и жил
довольно скромной жизнью. В наиболее древнем известии, дошедшем до наших дней из XVII столетия,
мы видим его в таком состоянии: "В Корежской волости монастырь Рождества Иоанна Предтечи и
Преподобного Иакова, что на Железном Борку, на речке на Тебзе, а на монастыре ж келия игуменская,
да 15 келий братских, а в них живет 32 человека".
В 1686 году по именному указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей Железноборвский монастырь с
землями, с крестьянами и со всеми его угодьями приписан был в Донской Московский монастырь.
Обитель потеряла свою самостоятельность и в таком состоянии находилась до 1701 года., управляясь
уже не собственными игуменами, а наместниками донских архимандритов, присылаемыми сюда из
иеромонахов Донского монастыря.
Монастырь в трудные годы продолжал помогать государству. В 1700 году по грамоте царя Петра I
монастырь высылает большую сумму денег на строительство кораблей. В 1701 году монастырю
возвращается полная самостоятельность. Но воля Петра, приступившего к осуществлению реформ,
отразилась на всех монастырях и в частности на Железноборовском. Когда для изготовления пушек
потребовалась медь, и с колоколен храмов снимали для этой цели колокола, тогда и Железноборовский
монастырь не избежал этой участи, отдавши один из семи висевших на колокольне колоколов.
В 1724 году к Железноборовскому монастырю были причислены со всей землей, крестьянами и угодьями
Благовещенский Ферапонтов монастырь на устье реки Монзы и Флоровский Спасский на реке Воче
невдалеке от Солигалича.
В 1764 году обитель была переведена в число заштатных и из бывшего, далеко не скудного, сделался
настолко ограниченным, что не имел возможности содержать более шести человек.
В описи 1765 года указано, что в монастыре были две каменные церкви - Иоанна Предтечи и
Рождества Богородицы, богато и красиво убранные. Монастырь имел свои подворья в Галиче, Буе и в
Костроме. На этих подворьях работало до пятисот монахинь-вышивальщиц. Из добываемой монастырем
железной руды выплавлялось железо, из которого ковались гвозди, лемеха, сошники, косы, замки,
ключи, топоры и многое другое.
Монастырь положил начало развитию кузнечного дела и других ремесел. Особенно же он славился
работами вышивальщиц по бархату, атласу, парче - бисером, золотым шитьем, стеклярусом.
Мастерицы-монахини, работавшие для монастыря, создавали подлинные
произведения искусства. Монастырь славился своими благоговейными службами, строгим образом жизни
иноков, большой миротворческой деятельностью. Монахи монастыря первыми начали на костромской
земле обучать крестьянских детей, боярских и дворянских отроков грамоте по Псалтыри.
Монастырские здания
Изобилие строевого леса, принадлежавшего Железноборовскому монастырю,
определяло то, что при весьма не скудных средствах, в нем постройки долгое время были деревянными.
По монастырской описи 1743 года значатся все здания деревянные, а именно:
1. Церковь Рождества Иоанна Предтечи с пятью главами и папертью.
2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с пятью главами и с приделом
Иакова Железноборовского Чудотворца.
3. Церковь теплая во имя святителя и Чудотворца Николая
с одной главой и с трапезой.
4. Над святыми вратами церковь во имя трех святителей: Василия Великого,
Григория Богослова и Иоанна Златоуста с одной главой и папертью.
5. Восьмиугольная шатровая колокольня с боевыми часами.
6. Вокруг монастыря ограда с пятью башнями.
7. Игуменские и братские кельи со службами.
8. В Брылевской пустыни, принадлежавшей монастырю, церковь во имя
Введения во храм
Пресвятой Богородицы с одной главой и двумя братскими кельями.
Каменное строительство началось в 1743 году построением одноэтажной церкви с пятью главами
в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Иакова Железноборовского и
святителя и Чудотворца Николая, а освящена церковь в 1757 году игуменом Досифеем. Вскоре после
этого началось строительство другой каменной церкви одноэтажной с пятью главами во имя Рождества
Иоанна Предтечи с каменной колокольней. Церковь освящена игуменом Феофаном в 1761 году.
Внутренность храмов украшена была резными и вызолоченными на полимент иконостасами со святыми
иконами греческого письма. В 1811 году вместо деревянной ограды сделана новая, каменная,
с небольшими по углам башнями. После 1825 года построены каменные настоятельские и братские кельи.
Вне монастыря выстроена деревянная гостиница для приезжающих и богомольцев.
При игумене Порфирии (1843-1850) построены: одноэтажный небольшой корпус для гостиной внутри
монастыря, каменный, с деревянной крышей; такой же корпус для братской трапезы близ башни,
в которой прежде находился трехсвятительский храм.
Поругание и возрождение
После 1917 года трагична судьба насельников монастыря. В 1927 году
иноков из братского корпуса выгнали. По рассказам местных старожилов, они стали жить в подклети
церкви Рождества Пресвятой Богородицы в тесноте, холоде и сырости. Было монахов человек 20.
Последний инок монастыря (к концу жизни) схиархимандрит Серафим (Борисов) после его закрытия
служил в различных храмах Костромской епархии. 8 лет провел в лагерях Архангельской области.
По решению Святейшего Синода в 1994 году решено возродить Иоанно -
Предтеченский Железноборовский мужской монастырь. И вновь затеплились лампады иноческого жития.
На подворье подвизаются 13 человек братии. Наместником монастыря является
иеромонах Ферапонт (Кашин).
Для тех, кто может оказать посильную финансовую помощь -
Православная религиозная организация
Свято-Предтеченский Иоаково-Железноборовский мужской епархиальный монастырь
Костромской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата).
Р/с 40703810329050100431
в Костромском ОСБ № 8640,
Кор/счет 30101810200000000623,
в РКЦ ГУ ЦБ РС г. Костромы,
БИК 043469623, ИНН 4409003569
Проезд к монастырю по дороге Кострома - Буй до поворота село Борок.
На автобусе (или маршрутном такси) от автовокзала г.Костромы или г.Буя до остановки -
"поселок Чистые боры" далее пешком до села Борок.
РАСПИСАНИЕ движения автобусов (марка - ЛАЗ-695, ГОЛАЗ) -
Из г. КОСТРОМЫ - 06:20, 07:30, 10:00, 11:20, 12:30 (пн., сб.), 12:50 (вс.), 13:10 (пт.), 14:30,
15:20 (пт., сб., вс.), 16:00 (пт., вс.), 17:00 (вс.), 17:30, 18:30, 19:30.
Из г. БУЙ - 06:30, 07:00 (пн., сб.), 07:30, 10:00, 11:30, 13:00 (пт., сб., вс.), 13:30, 14:00 (вс.),
15:00, 16:25 (пт.), 17:00 (вс.), 17:40 (вс.), 18:20, 18:50 (пт., сб., вс.).
Дорогие братья и сестры!
Будем Вам Молитвенно благодарны за любую оказанную помощь,
в деле возрождения древней обители!