Россия, 156000, город Кострома,
улица Богоявленская, 26,
телефон-факс (0942) 31-36-07.
Настоятельница - игумения Иннокентия (Травина).
Иеромонах Харитон (Просторов)
Очерк истории возрождения Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. 1991-2001.
"ДА БУДЕТ СВЯТО ЭТО МЕСТО…" (Иез. 45, 1)
Возрождение Богоявленско-Анастасииного монастыря началось с восстановления кафедрального собора,
переданного Костромской епархии в 1990 году. К этому времени в соборе, стоявшем после пожара
16 августа 1982 года в развалинах, уже планировалось разместить музей декоративно-прикладного
искусства, а в алтарной части - открыть органный зал; поэтому епархиальному священноначалию
пришлось предпринять большие усилия для того, чтобы убедить государственные власти восстановить
историческую справедливость и вернуть Богоявленско-Анастасиин собор его законному владельцу -
Церкви. Реставрационные работы в соборе возглавил много потрудившийся для пользы этого благого
дела клирик Костромской епархии протоиерей Петр Бахтин (ныне - настоятель Спасо-Запрудненского
храма г. Костромы).
20 июля 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II благословил открытие Богоявленско-Анастасииного
женского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. Но к практическому выполнению этого
решения удалось приступить лишь в 1991 году, когда Костромской епархии были переданы домик
привратника, Смоленская церковь и бывший трапезный корпус обители (в последнем сейчас
располагаются епархиальное управление и Костромская Духовная семинария). Тогда же началось
поэтапное освобождение западного корпуса, в то время еще занимаемого жильцами. В декабре
1991 года состоялась передача епархии построенного на территории монастыря детского сада, где
были размещены трапезная и сестринские кельи.
Важнейшим событием в истории монастыря и всей Костромской епархии стало торжественное перенесение
18 августа 1991 года, накануне праздника Преображения Господня, в восстанавливающийся
Богоявленско-Анастасиин собор (уже являвшийся к тому времени кафедральным) главной святыни
Костромской земли - чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, которая до этого пребывала
в Воскресенском соборе на Нижней Дебре. Теперь благодатный Покров Царицы Небесной, особенно
ощутимый близ Ее святой иконы, осенял первых насельниц монастыря и укреплял их силы в трудах
по духовному возрождению обители.
29 августа 1991 года, в день церковного празднования обретения чудотворной Феодоровской иконы
костромским удельным князем Василием Ярославичем в 1263 году, по благословению Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за Божественной литургией состоялось возведение
в сан игумении первой настоятельницы возрожденного Богоявленско-Анастасииного женского монастыря
монахини Иннокентии (Травиной), прибывшей из Свято-Успенской Пюхтицкой женской обители в Эстонии.
Такое событие видится глубоко символичным: за сто лет до этого первой настоятельницей
новоучрежденного Пюхтицкого монастыря стала насельница костромской Богоявленско-Анастасииной
обители игумения Варвара (Блохина). Теперь эстонская святыня как бы отдавала духовный долг
возрождаемой из руин святыне земли Костромской…
Игумения Иннокентия (в миру Травина Инна Сергеевна) родилась в 1954 году в г. Кашире Московской
области. После окончания средней школы являлась псаломщицей и регентом хора в Тихвинском храме г. Ступино Московской области. В 1978 году поступила в Успенский Пюхтицкий монастырь; 24 февраля 1991 года пострижена в монашество с наречением имени в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 7 марта 1991 года назначена настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы; 29 августа того же года возведена в сан игумении. В 1996 году Святейшим Патриархом Алексием II удостоена награждения крестом с украшениями. Награждена орденом святой равноапостольной великой княгини Ольги III степени (1996 год). В 2000 году указом Президента Российской Федерации В.В. Путина награждена орденом Дружбы. К юбилейному празднованию 575-летия основания и 10-летия возрождения Богоявленско-Анастасииного женского монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II удостоена награждения орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.
Состояние монастыря, возвращенного Церкви, было более чем печальным. Территория, переданная
Костромской епархии, составляла немногим более половины той, что ранее занималась обителью.
В двадцатые-тридцатые годы ХХ века богоборцы разрушили монастырские стены и большинство башен,
Никольскую часовню, Никольский ("Салтыковский") храм. Только для вывоза мусора, находившегося
на монастырской территории, потребовалось около 200 грузовиков. Корпуса обители - западный,
больничный, восточный - по-прежнему занимали местные жители. Тем не менее, при активном участии
федеральных властей и местной администрации, в 1993-1997 годах были освобождены западный
и больничный корпус, а в 2001 году - восточный корпус (именовавшийся также настоятельским; здесь
в 1913 году, во время празднования 300-летия Царского Дома Романовых, насельницы обители
принимали святую царицу Александру Феодоровну, ее сына и дочерей). При участии администрации
города Костромы была полностью восстановлена монастырская стена по улице Богоявленской
(в послереволюционные годы именовавшейся улицей Симановского). Возродилось монастырское кладбище:
еще недавно заросшее бурьяном, обезображенное грудами мусора и покосившимися заборами, оно теперь
благоустроено; здесь посажены молодые деревья - ели, туи и березы, а на месте разрушенного
Никольского ("Салтыковского") храма воздвигнут памятный крест. При монастыре созданы две
гостиницы для посещающих обитель паломников и священнослужителей. Полностью реставрирована
крипта (подклет) Богоявленско-Анастасииного собора, где под спудом покоятся святые мощи
основателя обители, преподобного Никиты Костромского; сестры сейчас совершают здесь
круглосуточное чтение традиционной для православных монастырей "неусыпаемой Псалтири" - псалмов
Священного Писания, перемежающихся поминовением о здравии и о упокоении.
Молитвенное делание является главным призванием монашествующих. Именно поэтому, несмотря на
огромный объем хозяйственных и реставрационных работ, насельницы Богоявленско-Анастасииного
монастыря особое внимание уделяют совершенствованию души в молитвенном обращении к Богу,
в послушании, в очищении помыслов - последуя словам святого апостола Павла, благожелавшего
христианам "крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу
в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли … уразуметь превосходящую
разумение любовь Христову" (Еф. 3, 16-19). Сестры поют и прислуживают за богослужениями
в кафедральном соборе, совершают полный дневной круг иноческого правила - церковного и келейного.
В монастыре имеется библиотека аскетической и духовной литературы.
Памятуя завет одного из устроителей монашеской жизни Православной Церкви преподобного Венедикта
Нурсийского (+543) - "молись и трудись", - насельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря
сочетают исполнение молитвенного правила с несением монастырских послушаний: в трапезной,
в канцелярии, в библиотеке, на просфорне, в гостиницах для священнослужителей и паломников,
по уборке храма и территории обители, в специально созданных мастерских - вышивальной, швейной,
иконописной. Многие из строительных и ремонтных работ в монастыре исполняются самими сестрами,
имеющими опыт подобных трудов в миру.
За десятилетнюю историю возрожденной Богоявленско-Анастасииной обители некоторые ее насельницы
были призваны церковным священноначалием к возглавлению вновь открытых и возрожденных монастырей.
Ныне в пределах Костромской епархии несут настоятельское послушание игумения Алексия
(Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь, с. Троица Нерехтского района),
игумения Людмила (Знаменский монастырь, г. Кострома), игумения Ангелина (Макариево-Писемский
женский монастырь, с. Макарий-на-Письме Буйского района), игумения Вера (Макариево-Унженский
женский монастырь, г. Макарьев), игумения Наталия (Паисиево-Галичский женский монастырь,
г. Галич), игумения Феофания (монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев с. Домнино
Сусанинского района), игумения София возглавляет Свято-Троицкий монастырь в г. Кирове (Вятке).
Памятные события истории возрожденного монастыря
За десять лет, прошедших с начала восстановления Богоявленско-Анастасииного женского монастыря,
его гостями были многие выдающиеся церковные иерархи, наместники и настоятельницы известных
российских монастырей, государственные и общественные деятели, зарубежные гости.
В мае 1993 года Костромскую епархию впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II. 9 мая 1993 года Предстоятель Русской Православной Церкви, поклонившись чудотворной
Феодоровской иконе Божией Матери, возглавил совершение Божественной литургии в возрожденном
Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе - первое Патриаршее богослужение в стенах древней
Костромской святыни. Второе такое богослужение состоялось 24 июля 1994 года, в ходе
Первосвятительского визита по случаю празднования 250-летия Костромской епархии. При каждом
посещении монастыря Святейший Патриарх Алексий II знакомился с ходом реставрационно-восстановительных
работ, обращался к сестрам со словом духовного назидания.
9 мая 1993 года по завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий II передал
обители богослужебное Евангелие, которое настоятельница Богоявленско-Анастасииного монастыря
игумения Евпраксия направила в дар будущему Пюхтицкому женскому монастырю в Эстонии. Об этом
напоминает надпись на Евангелии:
"Дар Костромского Богоявленского Анастасиинского девичьего монастыря в церковь Успения
Божией Матери, при общине сестер милосердия Красного Креста в Эстляндии. Костромского
Богоявленского монастыря настоятельница игумения Евпраксия. 1890 г. Февраля 4 дня".
"Символична история Богоявленско-Анастасииного монастыря. Когда в 1890 году в Эстонии была
образована община сестер милосердия, на следующий год преобразованная в Пюхтицкий Успенский
женский монастырь, отсюда, из Костромы, была направлена туда первая игумения Варвара (Блохина).
Ныне же насельница Пюхтицкой Успенской обители, а ныне игумения Иннокентия, возглавила
восстанавливаемый Богоявленско-Анастасиин монастырь. В 1891 году игумения костромского
Богоявленско-Анастасииного монастыря Евпраксия в дар Пюхтицкой Успенской общине передала
Святое Евангелие, которое сейчас я возвращаю этой обители, возрождаемой из руин. Это Святое
Евангелие является символом духовной связи обителей и взаимопомощи их на пути духовного
становления. Я сохраню в своем сердце память о нашем молитвенном общении, о служении
Божественной литургии в этом возрождаемом храме Богоявленско-Анастасииного монастыря, который
ныне является кафедральным храмом Костромской епархии".
В память об этом событии Святейший Патриарх Алексий II сделал на Евангелии особую надпись:
"Сие Святое Евангелие было передано в дар новообразованной общине Успения Божией Матери в
Эстляндской губернии в 1890 году, которая в 1891 году была преобразована в женский Успенский
Пюхтицкий монастырь, игуменией Богоявленско-Анастасииного Костромского монастыря, откуда была
назначена и первая игумения Пюхтицкого Успенского монастыря игумения Варвара Блохина.
Сейчас это Святое Евангелие из Пюхтицкого Успенского женского монастыря в Эстонии возвращается
в возрождаемый Богоявленско-Анастасиин монастырь Костромской епархии.
Передано Святое Евангелие Патриархом Московским и всея Руси Алексием II игумении монастыря
Иннокентии во время первого Патриаршего визита в Костромскую епархию с 7 по 10 мая 1993 г.
Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. 9 мая 1993 г. Кострома".
27 марта 1995 года, в день празднования чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери,
в кафедральном соборе за Божественной литургией совершилось прославление в лике местночтимых
святых архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова; 1868-1938) - священномученика,
управлявшего Костромской епархией в 1932-1936 годах и принявшего страдальческую кончину за веру
Христову в ярославской тюрьме 21 августа 1938 года. Торжества возглавил председатель Комиссии
Священного Синода по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Через пять лет, 27 марта 2000 года, за Божественной литургией в кафедральном соборе были
прославлены в лике местночтимых святых новомученики Солигаличские - священномученики протоиерей
Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин,
расстрелянные богоборцами 7 марта 1918 года. На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе
2000 года священномученик Никодим и новомученики Солигаличские были прославлены и в лике
всероссийски почитаемых новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за Христа
в годину "огненного искушения" (1 Пет. 4, 12).
Летом 2000 года в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе произошло чудесное событие -
мироточение от иконы преподобного Сергия Радонежского. Истечение мира от образа игумена земли
Русской началось вечером 17 июля, в день памяти убиения Царственных Страстотерпцев и накануне
празднования обретения честных мощей преподобного Сергия. Обильное мироточение периодически
повторяется и по сей день; кроме того, впоследствии стали мироточить находящиеся в соборе иконы
святителя Николая Чудотворца и святого равноапостольного великого князя Владимира, Казанский
образ Божией Матери и иные - всего 8 святых икон. В своем обращении к костромской пастве,
посвященном чудесному явлению, архиепископ Костромской и Галичский Александр отметил:
"Во все времена бытия Церкви источение святого мира воспринималось православными христианами
как особенное выражение милости Божией, молитвенного предстательства за нас святых угодников
пред Престолом Господа Вседержителя. Это - событие действительно чудесное, необъяснимое
человеческим разумом и законами природы; это - сверхъестественное указание верующим на то,
что земная жизнь человека всецело связана с жизнью невидимого для нас мира духовного".
•
Очерк истории возрождения Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. 1991-2001.
Памятные события истории возрожденного монастыря.
•
Богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.
•
Детский приют имени святого праведного Иоанна Кронштадтского.
•
Святыни Богоявленско-Анастасииного монастыря.