При въезде в древний русский город Кострому, под горой на берегу Волги в окружении старинных лип,
словно вырастая из земли, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения
на Дебре - великая православная святыня Костромского края, выдающийся памятник русской
художественной культуры XVII века. Название церкви - "на Дебре" - указывает на то, что
в древности здесь рос глухой дремучий лес. В Костроме существовало две Дебри - Верхняя и Нижняя.
Воскресенская церковь была сооружена под горой на Нижней. Первый деревянный храм, по преданию,
здесь был построен еще в XIII в. костромским князем Василием Ярославичем (1248-1276), "мизинным"
(младшим) сыном великого князя Ярослава Всеволодовича. С XV века на Нижней Дебре начал
формироваться посад, известный в XVII столетии своими кожевниками. В писцовой книге Костромы
за 1628 год отмечены стоявшие на месте нынешнего храма посадские "...церковь древяна, верх
шатровой, Воскресения Христово, да вверху предел Христовы мученицы Екатерины. Да церковь другая
с трапезою, древяна клецки, Козмы и Демьяна, да придел Христова мученика Георгия страстотерпца".
Таким образом, Воскресенский шатровый храм был холодным, а в зимнее время богослужения
совершались в стоявшей рядом клетской церкви Космы и Дамиана, святых покровителей ремесленников.
Заказчиком каменного храма был купец "бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков"
с прихожанами, жившими на Нижней Дебре. Он вел обширную торговлю кожами и входил в состав
московской Гостинной сотни. Согласно преданию, деньги на построение церкви были получены
нежданным образом, когда вместо выписанных Кириллом Исаковым из Англии красок в одном
из бочонков оказалось золото, которое и было пожертвовано на возведение храма. Как и
в деревянной церкви, главный престол был посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены
в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконнике) и трех святителей; Василия Великого,
Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Екатерининский придел, как видно из описи 1628 года, существовал еще в предыдущем, деревянном,
храме. Однако сохранение его в новой постройке, а также освящение здесь прежде не существовавшего
Трехсвятительского придела связано, очевидно, с волей заказчика, поскольку его мать звали
Екатериной, в честь святой великомученицы, а отец - Григорий - имел своим небесным покровителем
святого Григория Богослова, одного из трех великих святителей и учителей Церкви.
Постройка церкви была завершена к 1645 году, а семью годами позже храм был расписан, по мнению
современных исследователей, дружиной костромских живописцев во главе с талантливыми костромскими
художниками Василием Ильиным Запокровским (роспись галерей) и Гурием Никитиным (роспись
Трехсвятительского придела). Но увидеть церковь во всей красоте Кириллу Исакову было не суждено.
Незадолго до освящения он умер и был погребен в подклете, а на помин его души "...в дом
боголепного Воскресения Христова" братом заказчика был пожертвован в 1645 году серебряный
напрестольный крест.
Пятиглавый кубический объем храма на подклете первоначально имел позакомарное покрытие. Пирамида
мелких кокошников венчала Трехсвятительский придел, а окружающая храм с трех сторон галерея была
с открытыми арками. Очевидно, в конце XVII века фасады церкви были расписаны "бриллиантовым
рустом" (бриллиантовый руст - покраска стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными
внутри по диагонали на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создает впечатление
объемности) и "травами", что сделало ее еще более живописной. Одновременно с храмом были
сооружены трехшатровые Святые ворота с арочными проходами. Первоначально это было самостоятельное
здание, позже соединенное с галереей храма и его западным крыльцом. Ворота украшены белокаменными
вставками с изображением льва, единорога, сирены, неясыти пустынной, двуглавого орла, имеющими
символическое значение и связанными с праздником Воскресения. Так, лев олицетворяет грядущее
Воскресение, является бдительным стражем святыни, а единорог символизирует чистоту и
девственность.
Спустя столетие после сооружения храма начались его переделки. В сороковые годы XVIII века были
растесаны оконные проемы четверика, позакомарное покрытие заменено четырехскатным, заложены арки
галереи, чтобы сохранить внутренние помещения от внешних наносов снега в зимнее время и
от большой сырости осенью, скрыты скатной кровлей кокошники на Трехсвятительском приделе.
В 1871-1872 годах к юго-восточному углу храма было пристроено помещение ризницы с полукруглым,
как у алтаря, выступом. В это же время маслом была переписана и древняя роспись.
Стоящая с юга Знаменская церковь составляет с Воскресенской единый архитектурный ансамбль.
Некогда оба храма окружала общая кованая ограда с фигурными столбами, сооруженная в 1878 году.
Точная дата постройки Знаменской церкви неизвестна. Вероятно, возведена она была если не
одновременно, то вскоре после Воскресенской в качестве зимнего храма, что во многом
способствовало сохранению в первоначальном виде монументальных росписей, икон и памятников
декоративно-прикладного искусства в интерьере летнего храма. С запада к Знаменской церкви
примыкала многоярусная колокольня. Именовалась в то время церковь Георгиевской и имела два
придела: во имя святых мучеников Космы и Дамиана в трапезной и во имя блаженного Прокопия
Устюжского под колокольней. Возникновение последнего придела связано, видимо, с профессиональной
деятельностью заказчика - торговлей по северному речному пути, в том числе и с Устюгом Великим,
где подвизался Христа ради юродивый Прокопий, бывший некогда, как и Кирилл Исаков, богатым
купцом. С 1799 по 1802 годы Георгиевская церковь капитально перестраивалась, после чего и была
переосвящена в честь иконы Божией Матери "Знамение". Приделы при этом были объединены и
разместились в сооруженном вновь восьмерике храма, попасть в который можно было по открытому
переходу над кровлей трапезной. Прообразом для подобного размещения придела послужил, видимо,
Богоявленский собор в Костромском кремле.
В дни празднования в 1913 году трехсотлетнего юбилея Дома Романовых Кострому посетил император
Николай II со своей семьей. 20 мая во второй половине дня он с дочерьми Ольгой, Татьяной,
Марией и Анастасией осмотрел церковь Воскресения и поклонился ее святыням.
В начале тридцатых годов ХХ века было прекращено богослужение в Знаменской церкви, а затем
закрыта и Воскресенская. По милости Божией у воинствующих атеистов не поднялась рука разрушить
церковь Воскресения, как это они сделали со Знаменской, пребывающей и доныне в руинах.
В подклете Воскресенского храма разместили тогда воинский склад, а в храме было устроено
зернохранилище.
Богослужение в церкви Воскресения Христова возобновилось в 1946 году при епископе Костромском
и Галичском Антонии, который освятил храм 28 июля 1946 года. В церкви не имелось полов, рам,
отсутствовали иконы местного ряда и царские врата, резьба иконостаса была варварски поломана.
С помощью прихожан храм был постепенно приведен в порядок. Однако недолгие годы лояльного
отношения советской власти к Православной Церкви сменились вновь притеснениями и гонениями.
Не обошли эти события и Воскресенский храм.
В конце пятидесятых годов ХХ века была сделана попытка закрыть церковь якобы "по просьбе
верующих", против чего решительно выступили епископ Костромской и Галичский Сергий и прихожане.
Настоятелем храма тогда был назначен архимандрит Серафим (Борисов). Свое иноческое служение
отец Серафим начал в Железноборовском монастыре, после закрытия которого 16 лет провел в лагерях
и тюрьмах, в том числе и на Соловках.
С начала шестидесятых годов ХХ века при епископе Никодиме (ныне митрополит Харьковский и
Богодуховский) Воскресенский храм стал кафедральным собором вместо расположенной в центре
города церкви во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1964 году сюда перенесли из Иоанно-
Златоустовской церкви главную святыню Костромского края - чудотворную Феодоровскую икону
Божией Матери. Здесь она и находилась до 1991 года; 29 августа 1991 года крестным ходом
святыня была перенесена во вновь открытый Богоявленско-Анастасиин собор, ставший кафедральным.
Воскресенская церковь, древняя и намоленная, пользуется особой любовью у костромичей и гостей
города. Одних влечет под ее своды интерес к истории и культуре, большинство же приходит сюда,
чтобы приобщиться спасительным таинствам веры, и видит в исторических и художественных
достопримечательностях храма древние святыни родного Православия.
Стены и своды окружающей четверик галереи церкви Воскресения на Дебре расписаны масляной
живописью в семидесятых годах XIX века, скрывшей первоначальную фресковую роспись. Слева
от западного портала в киоте - изображение Софии Премудрости Божией и большая композиция
на сюжеты Откровения Иоанна Богослова о победе Христа над адом, 1652 года. Справа в киоте -
чтимый фресковый образ Спасителя того же времени. На южной паперти изображена картина
сотворения мира и главные события из жизни первых людей, а на северной - Вселенские Соборы.
Справа от южного портала за иконостасом в киоте - чтимый фресковый образ Богоматери "Знамение".
Восточную часть галереи занимает Екатерининский придел, устроенный в 1946 году. Изначально
придел располагался в дьяконнике главного алтаря за иконостасом. Здесь до сих пор находится
древний образ святой великомученицы Екатерины, написанный, возможно, в конце XVI - начале
XVII веков для раннего иконостаса деревянного храма.
В четверик церкви и расположенный с севера Трехсвятительский придел ведут порталы, украшенные
белокаменными дыньками и карнизами с тончайшей резьбой по камню в виде растительного орнамента.
Кованые железные двери с задвижками и железными "веревками" - ровесники храму. Стены четверика
сплошь покрыты масляной живописью на евангельские сюжеты. Древний иконостас был заменен ныне
существующим в 1852 году с включением в него старых икон. Иконы нижнего яруса не сохранились
и заменены вновь собранными при открытии церкви. Заслуживают внимания старинные образа второй
половины XVII века: Иоанна Предтечи с 40 клеймами миниатюрной живописи его жития, апостолов
Петра и Павла с московскими святителями, две иконы Ветхозаветной Троицы; иконы XVIII-XIX веков -
Феодоровской Божией Матери с 26 клеймами, в которых нашли отражение события из истории Костромы,
и святителя Николая с 40 клеймами жития. Слева от царских врат перед солеёй в киоте помещен
чтимый список (середины XIX века) с Феодоровской чудотворной иконы Богоматери в изящном окладе,
украшенном эмалями. Этот образ участвовал во многих крестных ходах. Слева в отдельно стоящем
киоте - образ святителя Николая с 8 клеймами жития, называемый "Николо-Бабаевским" - древний
список с чудотворной иконы.
У северного клироса обращает на себя внимание Толгская икона Богоматери (1862 года) в искусном
окладе, украшенном бисером - мера и подобие чудотворного образа.
Перед иконостасом в специально устроенном ковчеге почивают частицы мощей Киево-Печерских святых:
преподобного Илии Муромца; преподобного Прохора лебедника, прозванного так за то, что он питался
лебедою; преподобного Дамиана целебника, "иже исцеляше больных молитвою и святым елеем";
святителя Нифонта, архиепископа Новгородского); преподобного Марка гробокопателя и преподобного
Спиридона просфорника, в зрелых летах научившегося грамоте и каждый день прочитывавшего
всю Псалтирь.
Из икон в киотах вокруг столбов заслуживают внимания довольно большие живописные образа XVII века
"Похвала Богородицы", "Святитель Николай" с житием, "Божия Матерь Смоленская" и "Троица
Ветхозаветная".
Подлинной сокровищницей древнерусского церковного искусства является Трехсвятительский придел
с пятиярусным иконостасом XVII века и монументальными фресковыми росписями 1652 года,
приписываемыми исследователями выдающемуся живописцу-костромичу Гурию Никитину и работавшим
в его дружине художникам. Росписи здесь посвящены житию святителей и мученической кончине
апостолов.
Царские врата, сень над ними и тябла иконостаса покрыты мелкой орнаментальной резьбой
с полихромной раскраской, позолотой и серебрением. Тябло в подножье деисусного чина
поддерживается квадратными столбиками, завершающимися резными кистями рук. В 1873 году иконостас
был реставрирован большесольским резчиком Трубниковым. Особенность этого иконостаса - размещение
над местным рядом редких иконных изображений: "Единородный Сыне" и "Проповедь апостолов"
(XVII века). На традиционном месте - справа от царских врат - храмовый образ святителей
Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, середины XVII века.
Под сводами Воскресенской церкви со временем собралось немало произведений церковного искусства,
в том числе и из закрываемых в годы гонений церквей. При открытии московского Свято-Данилова
монастыря, а затем и костромского Богоявленско-Анастасииного часть икон и утвари была
пожертвована в эти обители, В церкви постоянно проводятся реставрационные работы под руководством
опытных специалистов из костромской реставрационной мастерской. Так, иконы и монументальные
росписи реставрировались художниками под руководством А.М.Ма-
лофеева, резьба и позолота иконостасов - резчиками-реставраторами во главе с Н.П.Шаровым,
историко-архивные исследования проводились Е.В.Кудряшовым.
В 1998 году начались работы по восстановлению колокольни Знаменской церкви, разрушенной
до основания в тридцатых годах ХХ века. 26 сентября 2001 года воссозданная колокольня была
освящена архиепископом Костромским и Галичским Александром. В ближайшее время - после вывода
из храмового здания располагающейся здесь котельной - начнется реставрация и самой Знаменской
церкви. Сейчас при Воскресенском соборе действуют воскресные школы для детей и взрослых; клирики
храма окормляют несколько приходов, открытых при медицинских и пенитенциарных учреждениях
Костромы.