ПРЕПОДОБНЫЙ ПАХОМИЙ, НЕРЕХТСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ,
И ЕГО ОБИТЕЛЬ

Предлагаем вниманию читателя современную литературную обработку (в сокращении) книги священника Николая Новосельского "Преподобный Пахомий, Нерехтский чудотворец (жизнь его и чудеса)", напечатанной в "Костромских епархиальных ведомостях" ?? 13 и 14 за 1894 г. и ? 5 за 1896 г. и вышедшей затем отдельной брошюрой в Костромской губернской типографии.

Преподобный Пахомий, чудотворец Нерехтский, жил в XIV веке, в одно время с преподобным Сергием Радонежским, и считается его учеником1.
В начале XIV века в городе Владимире на реке Клязьме у священника церкви в честь святителя Николая Чудотворца, отца Игнатия, и его жены Анны, отличавшихся благочестивой жизнью, родился сын. При крещении ему было дано имя Иаков. До двенадцатилетнего возраста воспитанием мальчика занимался сам благочестивый отец; с семи лет он учил отрока грамоте, и еще с младенчества старался приучить своего сына к страху Божию, послушанию, развить в нем добрый нрав и другие христианские добродетели. Учение принесло свои плоды: Иаков, научившись грамоте, особенно усердно занялся изучением Священного Писания и других душеспасительных книг. Он полюбил это занятие до того, что, несмотря на свой отроческий возраст, никогда не вступал даже в самые невинные игры со сверстниками. Еще совсем юный, тихостью своего характера и серьезностью он походил на взрослого, почтенного человека.
Отрок Иаков любил бывать в храме Божием; особенно же привлекала его обитель Рождества Пресвятой Богородицы, в которой тогда находились мощи святого благоверного князя Александра Невского2. Юного молитвенника влекли туда и эта великая святыня, и монастырское богослужение, отличавшееся продолжительностью, молитвенным духом и умилительным пением. Под благотворным влиянием отеческого воспитания, чтения и молитвы у отрока Иакова созрело желание окончательно порвать связь с миром и посвятить свою жизнь служению Богу. Однако он не стал сразу же сообщать о своем решении родителям, не желая до времени огорчать их.
Когда Иакову было двенадцать лет, его отец скончался. Чувствуя сильное стремление к монашеской жизни, отрок раскрыл перед матерью свои мысли и испросил ее благословения. К великой радости Иакова, мать не воспротивилась его желанию и благословила юношу на монашество. По достижении 21 года он принял иноческий постриг в любимой им Рождественской обители с именем Пахомий, в честь преподобного Пахомия Великого, египетского подвижника.
С детства привыкший к послушанию, молодой инок беспрекословно, с полной готовностью и любовью исполнял все, что приказывал ему опытный старец, которому настоятель монастыря поручил первоначальное научение Пахомия. После сорокадневного испытания юноша получил более трудное послушание - готовить на кухне пищу для братии. Так он провел несколько лет без всякого ропота, совершенно отказавшись от собственной воли. Весь день молодой подвижник трудился в пекарне, а ночью усердно молился. Архимандрит, настоятель монастыря, скоро обратил внимание на такую ревность инока Пахомия в прохождении послушания. По ходатайству настоятеля святитель Алексий, будущий митрополит Московский, пребывавший тогда на Владимирской кафедре, посвятил молодого инока в первую степень священства - диаконскую. В этом сане священноинок Пахомий прослужил до того времени, когда святитель Алексий стал митрополитом Московским и всея России.
В 1360 году, через шесть лет после поставления в митрополиты, святитель Алексий, очень любивший основывать новые монастыри и всемерно помогавший старым, прибыл из Москвы во Владимир и в 15 верстах от города положил начало обители во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Зная благочестивую жизнь своего ставленника Пахомия, святитель назначил его игуменом нового монастыря. Преподобный не отказался от назначения только ради послушания - его смиренное сердце не стремилось к власти.
Для братии игумен Пахомий стал истинным отцом и наставником послушания. Но, устроив порученную его попечению новую обитель и духовную жизнь ее насельников, преподобный, тяготясь властью над братией и стремясь к уединенным подвигам, решился покинуть монастырь и поселиться где-нибудь в пустынном месте. И вот, в одну темную ночь, тихо, никем не замеченный, святой настоятель ушел из обители, взяв с собой только две книги - Канонник и Псалтирь.
Точно не известно, сколько времени преподобный странствовал по своей родной Владимирской и смежной с ней Костромским землям в надежде обрести удобное место для пустынножительства. В своем пути он остановился на берегу реки Солоницы при впадении в нее речки Гридевки, недалеко от селения, именуемого Нерехта. Место это издревле называлось Сыпаново; оно находилось на возвышенности у реки, покрытой густым лесом и очень пришлось по душе преподобному, так как было, по выражению его древнего рукописного жития, "вельми красно".
Сыпаново принадлежало жителям Нерехты, и для поселения там святому Пахомию нужно было испросить позволения у владельцев. Уже первое знакомство с угодником Божиим внушило нерехтчанам полное доверие и расположение к нему. С радостью уступив преподобному участок земли, местные обитатели усердно просили его устроить на этом месте монастырь, со своей стороны обещая посильную помощь. Такое доброе отношение нерехтчан к пустыннику можно объяснить двояко: либо они уже ранее слышали о его святой жизни, либо близ Нерехты еще не было обителей, которые так любили посещать для молитвы наши благочестивые предки.
Свое обещание местные жители сдержали. Работа закипела: скоро место поселения преподобного было очищено от леса, а для него самого - построена келья. Все окрестные обитатели вскоре очень полюбили святого, часто посещали его для открытия глубин души и духовного наставления. По своей любви они доставляли святому все необходимое для телесной жизни - ведь угодник Божий столь мало заботился о земных нуждах. Однако своего желания устроить в Сыпанове монастырь нерехтчане не оставили; разделял его, конечно, и сам преподобный. Скоро им было выбрано место для построения первого храма. При помощи благочестивых местных жителей святой Пахомий написал образ Живоначальной Троицы и, при многочисленном стечении народа, сам освятил его и перенес на выбранное под храм место. Здесь он совершил молебен Святой Троице с присовокуплением молений о здравии великого князя, архиерея и всех христиан. После молебна, благословив и отпустив всех собравшихся нерехтчан домой, преподобный Пахомий вошел в свою келлию и долго усердно молился Господу о благоустроении обители, заключив свою горячую молитву словами: "Се покой мой; зде вселюся; якоже Господу угодно, тако и будет".
Вскоре на Сыпанове начались приготовления к устройству монастыря. Усердные окрестные жители, исполняя свое обещание, доставляли преподобному все потребное для созидания обители - прежде всего для храма. Святой Пахомий, видя такое благочестие нерехтчан, благодарил Господа и Пречистую Матерь Божию, устроивших его житие среди столь ревностных христиан, и возносил за них свою пламенную молитву. Весть об устроении обители и об отшельнике, поселившемся в ней, вскоре далеко распространилась по окрестностям, и к преподобному стало приходить множество посетителей. Отдельные из посещавших святого просили его принять их в монастырь для духовных и телесных подвигов. Преподобный, слыша неотступные просьбы, исполнял желание боголюбцев, постригая некоторых в ангельский образ; таким образом братия обители стала увеличиваться.
Для насельников монастыря преподобный Пахомий стал совершенным образом иноческой жизни, особенно же послушания, и по завету Господа сам всем был первым слугой. По умножении братии особенно стала сказываться нужда в храме Божием. Святой угодник решил начать строительство немедленно по заготовлении всего строительного материала. С этой целью вместе с одним из своих постриженников он пешком отправился в путь в Москву к святителю Алексию за грамотой, разрешающей устройство храма и обители. Московский первосвятитель очень обрадовался прибытию своего любимого ставленника и долго беседовал с ним. Получив благословение святого Алексия на устройство храма обители, взяв от него святой антиминс, преподобный Пахомий с сердечной радостью возвратился на Сыпаново и немедленно приступил к сооружению храма во Имя Живоначальной Троицы. Сам он в этом строительстве принимал горячее участие, первым приходил на работу и последним уходил с нее.
Так по благословению святителя Алексия, митрополита Московского, преподобным Пахомием при помощи нерехтчан был построен первый деревянный храм на Сыпанове, положивший самое существенное основание новой обители. Освящал церковь сам угодник Божий в сослужении нескольких окрестных священников при громадном стечении народа. Нашлись многие благотворители, которые снабдили новый храм всем необходимым - иконами, облачениями и прочей церковной утварью.
После построения церкви, которое относят примерно к 1365-1378 году, на Сыпанове продолжилась работа по созиданию обители. Была сооружена ограда, выстроены кельи для братии, близ монастыря распахивались посевные земли. Для посещавших обитель богомольцев устроили гостиницу, в которой угодник Божий, преподобный Пахомий, как простой послушник очень часто прислуживал паломникам. Многим приходившим к нему подвижник давал душеспасительные советы, словом горячего участия подкреплял и воодушевлял несчастных, сам усердно ухаживал за больными.
Вскоре жизнь обители устроилась по полному монастырскому уставу. Игуменом стал сам ее устроитель, преподобный Пахомий; назначен был и казначей - по всей вероятности, любимый ученик святого инок Феодор. Новый монастырь прославился в Костромских пределах как своим благочестивым настоятелем, так и строгой подвижнической жизнью братии. Усердные жертвователи, глубоко уважая преподобного, чем могли помогали обители. Так, один нерехтчанин приобрел для нее два колокола; третий колокол также был приобретен на средства жертвователей. Обитель стала называться "Сыпановым монастырем", "Пахомиевой пустынью".
Многие из приходивших в обитель искали у благочестивых иноков духовного утешения, испрашивали молитв; особенно же усердно просили молиться Богу о недугующих и несчастных самого святого основателя. Как показывали многочисленные примеры, ходатайство преподобного Пахомия за страждущих было особенно сильно пред Престолом Божиим. Явных свидетельств обнаружения милости Господней по моливам преподобного было немало, но особенно замечателен следующий случай, в котором с сугубой действенностью обнаружилась святость подвижника и крепость его веры.
Это произошло 1 августа (по старому стилю), в день празднования Всемилостивому Спасу. По уставу Церкви, преподобный Пахомий с братией и множеством народа совершали освящение воды на речке Гридевке. Когда водосвятие закончилось и святые иконы уже несли обратно в храм, преподобный увидел, что к нему со стороны Нерехты ведут бесноватого, который дошел до такого состояния вследствие сильного пьянства и совершенно помутился разумом. Родные больного употребляли многие средства к его выздоровлению, но ничто не помогало; тогда они решили просить молитв святого Пахомия пред Господом об исцелении одержимого. Остановив шествие с иконами на берегу речки, угодник Божий, пока больного подводили к нему, горячо молился; потом поставил беснующегося на место совершения водоосвящения и осенил его крестом. Одержимый громко закричал и бросился в воду, громко повторяя: "Горе мне! Огнем опалил меня старец!" Но, находясь в воде, больной почувствовал, что с ним происходит дивное облегчение, и стал совершенно здоров. Придя в себя, он стал горячо благодарить Бога и Его угодника за чудесное избавление от недуга и вместе с другими проводил святые иконы в церковь. Там преподобный дал ему просфору; с тех пор припадки умоисступления у исцелившегося никогда не повторялись. Потом выздоровевший рассказал вопрошавшим его о случившемся - почему он так сильно закричал и бросился в воду, когда святой Пахомий осенил его крестом. По словам рассказчика, во время этого осенения от креста изошел сильный огонь и опалил его. Народ и братия монастыря, участвовавшие в крестном ходе, видя столь чудное знамение милости Божией по молитвам святого игумена, много дивились и прославляли Бога, в Троице Поклоняемого. После этого случая слава о чуде распространилась далеко, а любовь людей к преподобному и вера в его святость увеличились еще более.
В молитвенных подвигах преподобный Пахомий провел всю свою жизнь. Достигнув глубокой старости и почувствовав приближение кончины, он собрал иноков обители и в последний раз обратился к ним со словом отеческого поучения: "Ныне я, чада мои, отхожу из маловременного века сего и предаю вас воле Божией - Пресвятой Живоначальной Троице и Пречистой Богородице; вы же, возлюбленные о Христе братия, изберите себе пастыря, который сможет привести ваши души ко Господу..." Преподобный напомнил братиям обители многое из того, чему учил их прежде, и в последний раз преподал им наставления о монастырской жизни, любви и терпении. С поникшими головами, безмолвно, с сердечной скорбью стояли братия, со вниманием слушая духовное завещание своего старца-игумена. Им было тяжело расставаться с преподобным, бывшим для насельников монастыря любящим отцом. Наконец, братия обратились к преподобному Пахомию с просьбой назначить им нового настоятеля вместо себя. Исполняя их желание, святой передал настоятельское служение иноку Феодору, которого давно знал: вместе они были пострижены в монашество святителем Алексием во Владимире, вместе некоторое время подвизались в Цареконстантиновской обители. Несомненно, что старец заранее приготовлял инока Феодора к прохождению многотрудной настоятельской должности.
С любовью смотря на иноков, видя их сердечное горе, преподобный Пахомий тихим, изнемогающим голосом утешал их, говоря: "Не скорбите, чада мои! Я отхожу к призывающему меня Богу, вас же поручаю Живоначальной Троице; Она - ваше прибежище, Она - ваша стена крепкая..."
"Братия", - закончил угодник Божий свое предсмертное поучение, - "терпите беды и скорби, да на этом месте обрящете благодать от Бога". Уже совершенно изнемогая, святой, кончив свое наставление, испросил у каждого из братий прощения и, благословив каждого, с миром отпустил. Перед самой кончиной преподобный Пахомий в последний раз приобщился Святых Таин и, обратив свой взор к образу Пресвятой Троицы и исполнившись благодатного утешения, тихо произнес: "Господи, в руце Твои предаю дух мой!" С этим молитвенным воздыханием чистая душа праведника отошла ко Господу 21 марта (по старому стилю) 1384 года, в княжение благоверного князя Димитрия Иоанновича Донского, в святительство митрополита всея Руси Пимена.
С горькими слезами и рыданиями, при многочисленном стечении народа, братия обители погребли тело своего отца и наставника близ алтаря у правой стены Троицкого соборного храма. Впоследствии они долго оплакивали старца-настоятеля, часто приходили на его могилу и со слезами молитвенно беседовали с ним, открывая ему свои скорби и прося у преподобного молитвенного ходатайства за них пред Богом. Иноки верили, что Господь причислит их игумена к лику святых Своих - и последующие события стали тому подтверждением.
В обители преподобного Пахомия жил инок Иринарх, иконописец, который еще при жизни святого почувствовал в своей душе бесовское наваждение - нечестивые помыслы. Иринарх долго и усердно боролся с помыслами в своей душе. После кончины преподобного Пахомия, на другой год после его смерти, бес искушения с особой силой ополчился на иконописца; инок совершенно изнемог в духовной брани, но все же крепился. Для врачевания своей души он каялся перед всеми братиями обители.
Однажды ночью Иринарх встал с постели, и, выйдя из кельи, отправился на место погребения преподобного Пахомия, как он часто делал и ранее; на могиле старца он плакал и молился, прося у него ходатайства пред Богом об избавлении его от бесовских помыслов. Возвратясь наконец в келью, инок еще усерднее начал молиться перед иконой Спасителя, обращаясь при этом и к святому Пахомию. Наконец, заснув, он увидел во сне благолепного старца с длинной, белой как снег бородой, держащего в руке жезл. "Брат Иринарх", - сказал старец, - "всегда так молись Богу и Его Пречистой Матери; и я также молился за тебя пред Господом и пред Его Матерью; Господь помиловал тебя, к тому не согрешай; Бог исцелил тебя от помысла твоего". При этом старец ударил жезлом инока по левому бедру; инок вздрогнул и узнал в старце преподобного Пахомия. Святой же при этом добавил: "Не ужасайся, чадо; напиши образ мой, ибо Господь причислил меня к лику преподобных Своих; видение же сие поведай братии".
Проснувшись, инок-иконописец немедленно рассказал о случившемся игумену Феодору и братии, показав при этом след на бедре от удара жезлом преподобного Пахомия; след этот остался у инока на всю жизнь. Вся братия возблагодарила Господа, избавившего инока Иринарха от нечестивого помысла по ходатайству преподобного и показавшего им, что вера в святость любимого ими почившего игумена оправдалась. Вскоре иконописец, совершенно избавившись от своей страсти, написал и точный образ преподобного, так как хорошо запомнил черты его лика. Образ поставили в церкви, а над могилой угодника Божиего соорудили гробницу.
На этом заканчивается рукописное житие преподобного Пахомия. Составитель жития при этом упоминает, что много было и других случаев, достойных памяти святого, в которых явно обнаруживалось его молитвенное ходатайство пред Богом, но писатель жития "краткости ради их он преминул", еще и потому, что "яко небесная высота, земная широта и морская глубина неизмеримы суть, тако и святых чудеса множества их ради не исписаны суть".

Известно, что все святые Русской Церкви до середины XVI века, то есть до Соборов, созванных святителем Макарием, митрополитом Московским, для канонизации святых, более или менее долгое время прославлялись вначале местно - то есть только в том монастыре, городе или местности, где они жили и подвизались. Местно почитались даже такие великие угодники Божии, как преподобный Феодосий Печерский, святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский. Местное почитание некоторых святых - к примеру, преподобного Варлаама Хутынского и благоверного князя Михаила Черниговского - продолжалось целые столетия. Так же было и с памятью преподобного Пахомия: его местное почитание продолжалось почти 300 лет (1384 - 1675 гг.)
В 1675 году при игумене Харалампии в монастыре началось строительство новой каменной Троицкой соборной церкви на месте старой - деревянной. 6 мая (по старому стилю) 1675 года, при раскопках под алтарем старой церкви, было обретено нетленное тело преподобного Пахомия.
В то время Костромская земля находилась в церковно-административной зависимости непосредственно от всероссийского Патриарха, так как входила в патриаршую область; поэтому о столь важном событии было немедленно сообщено патриарху Иоакиму. Первосвятитель поставил в известность о находке на Сыпанове царя Алексия Михайловича, который, по рукописной монастырской летописи, был очень расположен к Пахомиеву монастырю и незадолго до этого выделил игумену Харалампию значительное пожертвование на устройство каменной Троицкой церкви.
О всероссийском признании и почитании преподобного Пахомия, совершившемся в это время по благословению высшей церковной власти, свидетельствует и то, что тогда же над ракой мощей святого одним строением с Троицкой церковью был заложен и храм во имя преподобного Пахомия "что на Нерехте", как это написано на старом холщовом антиминсе, представленном в 1838 году в канцелярию епархиального архиерея.
После построения каменного храма почитание преподобного Пахомия еще более распространилось и усилилось: все больше и больше людей из ближних и дальних областей стали приходить к святым мощам угодника Божия, прося молитвенной помощи и заступничества его пред Богом в различных несчастных обстоятельствах жизни. Многие недужные, обращавшиеся к преподобному Пахомию с молитвой об исцелении, по вере своей получали просимое. Слава о чудесах, происходящих у раки преподобного, быстро распространялась, и вскоре о святом узнала вся Костромская земля. В церковном песнопении (икосе) об этом говорится так: "Радуйся, яко град Кострома тобою хвалится, имея мощи твоя во области своей. Радуйся, хвала и утверждение месту, нарицаемому Нерехта!.."
Сведений об истории Сыпанова монастыря в XV и XVI веке почти не сохранилось; не осталось и записей того времени о чудесах по молитвам преподобного. В этом нет ничего удивительного: в Смутное время Сыпанов монастырь вместе с городом Нерехтой несколько раз подвергался разграблению и сожжению от поляков, нападавших то со стороны Ростова, то от Костромы, то от Шуи - особенно в начале XVII века. Последующие два века также не содержат записанных сведений о преподобном Пахомии. Как писал известный исследователь Костромской старины протоиерей М.Я.Диев, "современники святых этого времени [то есть времени преподобного Пахомия] мало старались передавать письменно деяния и чудеса святых, а только в удивлении устно передавали друг другу, и сии передачи так ослабили их время от времени, что о многих слышны слабые отголоски, большей частью смешавшиеся с другими..."
В настоящее время мощи преподобного Пахомия почивают под спудом в приходской церкви, в которую Сыпанов монастырь был обращен в 1764 году.

В дополнение к этому повествованию священника Николая Новосельского можно сказать, что после построения каменной Троицкой церкви строительство в обители благодаря значительным пожертвованиям благотворителей не прекращалось: между колокольней и каменной церковью были возведены каменные игуменские кельи, устроены несколько братских келий с каменными погребами, каменная хлебная палата и половина ограды со святыми вратами. В последующие годы в монастыре были воздвигнуты "вторая церковь с трапезою" во имя Покрова Пресвятой Богородицы и каменная шатровая колокольня с "местом для часовых гирь".
После обращения в 1764 году Сыпанова монастыря в приходскую церковь (причины этого до сих пор точно не известны) в зданиях обители разместилась школа для обучения мальчиков закону Божию, церковному уставу и нотному пению, а также благотворительная аптека.
Далее в книге священника Николая Новосельского содержится описание нескольких чудес, связанных с именем преподобного Пахомия. Мы ограничимся здесь пересказом повествования об избавлении местных жителей от эпидемии холеры в 1848 и 1853 годах.

С весны 1848 года холера, свирепствовавшая в Костромской губернии, проникла и в город Нерехту, и в Сыпановский приход. В Нерехте эпидемия началась 17 мая (по старому стилю) и вначале была малозаметна; но затем стала распространяться и превратилась в настоящий мор. Сыпановские прихожане обратились к заступлению своего покровителя преподобного Пахомия, и надежда на него не осталась посрамленной. После того, как был совершен крестный ход с иконой преподобного, взятой с его раки, в деревню Бортниково и совершены молебные пения по домам, холера совершенно прекратилась, а тяжело больные вскоре выздоровели, несмотря на их видимую безнадежность. То же самое наблюдалось и в других деревнях прихода: после молебнов пред иконой преподобного холера прекращалась, сколь бы ни было сильным ее распространение. Действие же болезни в этот год было ужасно: по метрикам одного Сыпановского прихода за лето значится умерших от холеры 22 мужского пола и 31 женского - притом в этом приходе, сравнительно с другими ближними местностями, действие эпидемии было слабее, и она прекращалась почти немедленно после крестного хода в пораженную болезнью деревню с иконой преподобного.
Нерехтчане обратились с молитвой к угоднику Божию Пахомию уже в самый разгар эпидемии. Икона преподобного с его мощей была принесена в Нерехту 4 июля и находилась там в продолжении 10 дней. Затем эпидемия стала слабеть, а после проводов иконы, совершавшихся при громадном стечении местных жителей, из 300 тяжело больных умерло только 9 человек. Икону преподобного носили и во многие селения соседних приходов - Незнанова, Федоровского, Рождественского и Есиповского, и везде обращавшиеся с верою к молитвенному ходатайству преподобного Пахомия получали просимое - болезнь или совершенно прекращалась, или заметно слабела.
Через пять лет, в 1853 году, эпидемия холеры вновь свирепствовала в России. Появилась она и в Нерехтском уезде, где ее жертвой пали около 3000 человек. В июле месяце болезнь пришла и в Сыпановский приход. Из шести селений прихода те, которые призывали к себе крестные ходы с иконой от мощей угодника Божия --Сыпаново, Бортниково, Молоково и Тупицыно - были совершенно свободны от действия эпидемии, в них не было даже больных. Те же деревни, которые не прибегли к молитвенному заступлению своего Небесного покровителя - Варварино и Холомеево, в особенности последнее - были поражены болезнью. Когда же их вразумленные жители, спустя шесть недель после появления холеры, принесли к себе икону преподобного Пахомия, эпидемия совершенно прекратилась, и никто более не заболевал. То же происходило и в селениях других приходов - Есиповского, Поздеевского: после того, как в них побывал чудотворный образ преподобного, никто более не заболевал, а тяжело больные выздоравливали.
В деревне Пищалине за несколько дней до принесения туда иконы угодника Божия умерло около 40 человек и было много больных; однако сразу же после принесения образа страждущие стали выздоравливать. За несколько часов до появления в деревне иконы один тяжело больной старик был пособорован и лежал без чувств; с минуты на минуту все окружающие ждали его кончины. Вдруг больной вздрогнул и спросил: "Несут ли угодника?" Ему сказали, что крестный ход с образом уже входит в деревню. Больной немедленно встал со смертного одра и пошел навстречу иконе; все время пребывания образа в деревне он принимал участие в его ношении по домам крестьян и вскоре совершенно выздоровел.
В деревне Степанове за одну неделю умерло до 50 человек и было очень много больных. Крестьяне послали нескольких жителей деревни в Сыпаново; по их просьбе перед святыми мощами преподобного Пахомия был отслужен водосвятный молебен, а освященная вода принесена в деревню. После того, как освященную воду раздали больным и окропили ей всю деревню, страдавшие от холеры жители выздоровели, и эпидемия прекратилась.
В Нерехте молебные пения перед иконой преподобного продолжались по домам горожан непрерывно в течении шести дней, и многие тяжело больные вопреки всем ожиданиям вдруг выздоравливали. Тех же, кто проявлял непочтение к угоднику Божию, Господь строго наказывал. Так, во время крестных ходов по Нерехте с иконой преподобного Пахомия один врач с женой смеялись над "приверженностью православных к иконам и набожностью невежественного народа"; в тот же день они заболели самой тяжелой формой холеры и вскоре умерли в страшных мучениях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Следует отметить, что по историческим данным преподобный Пахомий Нерехтский являлся одним из наиболее близких и любимых учеников игумена земли Русской, преподобного Сергия. Особенно сближает ученика и учителя общее для них глубокое почитание Пресвятой Троицы, ярко отразившееся и в житии преподобного Сергия, и в трудах святого Пахомия. По выражению жизнеописателя преподобного Сергия, построение им храма во Имя Святой Троицы было совершено, чтобы "постоянным взиранием на него побеждать страх пред ненавистной раздельностью мира"; это же созидательное, объединяющее начало явственно проявляется и в подвижнической жизни преподобного Пахомия, собственноручно написавшего храмовую икону Пресвятой Троицы для основанной им обители. - Ред.
2 Богородице-Рождественский монастырь во Владимирском кремле - одна из древнейших российских обителей; основанная в 1191 году по повелению великого князя владимирского Всеволода III, она с середины XIII века до 1323 года была резиденцией русских митрополитов и вплоть до XVI столетия считалась главнейшим из русских монастырей. - Ред.

Hosted by uCoz