Интервью с Архиепископом Костромским и Галичским АЛЕКСАНДРОМ

       03.01.03 г.     "БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - НЕ ПЕРЕЧЕНЬ ДОБРЫХ ДЕЛ, А СОСТОЯНИЕ ДУШИ".

    Беседа с архиепископом Костромским и Галичским АЛЕКСАНДРОМ,
председателем Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви.


      - Ваше Высокопреосвященство, еще не так давно слово "благотворительность" было фактически исключено из лексикона жителей нашей страны, и лишь в последние годы оно вновь обрело свое первоначальное значение. Что это понятие означает для Вас?

      - Прежде всего хотел бы сказать, что работа Русской Православной Церкви в данном направлении координируется синодальным Отделом по церковной благотворительности и социальному служению, председателем которого является управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий. Со своей стороны я могу обсуждать этот вопрос как епископ, постоянно, практически ежедневно встречающийся с вопросами благотворительной деятельности на епархиальном уровне.
      Действительно, говорить о благотворительности раньше не приходилось: в обществе "развитого социализма" принципиально "не могло быть" нуждающихся, обездоленных, требующих помощи, а Церкви просто запрещалось осуществлять действенное служение ближним. Сейчас ситуация изменилась. Мы видим вокруг себя нищих на улицах, беспризорных детей, малоимущих пенсионеров, нуждающиеся многодетные семьи; Церковь вновь, как и в прежние века, имеет возможность заниматься реализацией программ социальной помощи - и непосредственно церковных, и совместных, с участием государственных властей, общественных и коммерческих организаций. Однако я не стал бы сводить понятие "благотворительность" только к совершению дел социального служения. Слова Священного Писания - "уклонися от зла и сотвори благо" (Пс. 33, 15) - это духовно-нравственный императив жизни христианина, призыв, обращенный к каждому верующему человеку: "сотвори благо", избери добро, а не зло, помни, что дни нашей жизни скоротечны и последуй словам святого апостола Павла: "Доколе есть время, будем делать добро всем…" (Гал. 6, 10). Формы такого делания могут быть самыми различными, но общее их содержание - проявление любви к Богу и к ближнему; по сути, благотворительность - не перечень добрых дел, а прежде всего состояние души.

    - Можно ли любить Бога и притом - не любить ближнего?

    - Об этом хорошо сказал церковный иерарх XVIII столетия святитель Тихон Задонский:
""Не любящий брата пребывает в смерти", - пишет апостол (1 Ин. 3, 14). Такой хотя телом и живет, но душою мертв. Ибо как тело душою, так душа Духом Христовым оживляется. А где нет христианской братской любви, там нет Духа Христова. "Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего" (1 Ин. 3, 10). Но там, вместо того, дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется, или не имеет благодати и лишается жизни духовной". Если же говорить о противоположном сочетании - любви к ближнему без любви к Богу - то следует вспомнить простые, но глубокие слова преподобного Серафима Саровского: "Добро, не ради Христа делаемое, не приносит плода"…

    - Есть ли, на Ваш взгляд, принципиальные различия между государственной системой социального обеспечения и благотворительной деятельностью, координируемой Церковью?

    - Необходимость существования государственных структур такого рода определяется естественной нормой жизни общества: распределение продуктов труда должно быть справедливым, то есть таким, при котором - как говорится в принятых Архиерейским Собором 2000 года "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", "богатый поддерживает бедного, здоровый - больного, трудоспособный - престарелого" Если же говорить о нашем "творении блага", то его источник и движущая сила - боль верующего сердца при виде несовершенства окружающего мира, стремление сделать добро не по необходимости, а по призванию Божиему. Благотворительность - безусловно необходимая составляющая христианской жизни, но она не должна восприниматься как некая обязанность. Именно об этом говорится во втором послании к Коринфянам: "Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог" (2 Кор. 9, 7).

    - Благотворительная деятельность являлась одним из важных направлений церковной жизни в дореволюционное время. Что из опыта прошлого может быть полезным сейчас, в третьем тысячелетии христианской эры?

    - Приведу лишь несколько конкретных примеров из современной жизни Костромской епархии.
    В прежние века основными центрами социально-благотворительной деятельности являлись монастыри, при которых существовали богадельни и приюты, различные медицинские учреждения. Для Костромы таким центром был Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, после революции подвергшийся закрытию и десять лет назад возрожденный из руин запустения. Сейчас при обители имеются богадельня для престарелых и инвалидов, приют для девочек-сирот; на монастырском подворье в селе Домнино - на родине национального героя России Ивана Сусанина - работает медицинский пункт, в котором безвозмездно оказывается врачебная помощь местным жителям. При костромском Знаменском монастыре действует Православный благотворительный медицинский центр, в состав которого входят стоматологический и офтальмологический кабинеты; приют для девочек-сирот создан в Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре.
    "Творение блага" осуществлялось ранее и на приходском уровне: многие представители духовенства являлись членами епархиальных благотворительных обществ - так называемых эмеритур, а большие приходы создавали собственные благотворительные учреждения. Сейчас в Нерехтском благочинии у нас имеется детский дом для мальчиков-сирот "Ковалево", известный как в России, так и далеко за ее пределами; общее же руководство подобной работой на приходском уровне осуществляет ныне епархиальный отдел по благотворительности и социальному служению.
    В дореволюционное время Церковь активно участвовала и в деятельности светских благотворительных обществ. В настоящее время Костромская епархия плодотворно сотрудничает с областным отделением Российского Красного Креста, с учреждениями социальной защиты и опеки, принимает участие в благотворительной акции помощи онкологической службе области, проходящей под девизом "Пока беда не коснулась всех". Особое попечение проявляла ранее Церковь о заключенных; сейчас в двух костромских колониях (одна из которых - для несовершеннолетних) действуют домовые церкви, в женской колонии под Костромой построен храм во имя иконы Божией Матери "Споручница грешных". Традиционными стали рождественские и пасхальные подарки, собираемые для заключенных епархиальным управлением и костромскими приходами.

    - Но был до революции, видимо, и отрицательный опыт…

    - Не только был, но встречается, к сожалению, и сейчас. Я имею в виду, если можно так сказать, духовно-корыстный подход к благотворению: человек стремится сделать доброе дело не из искренних сердечных побуждений, а как бы пытаясь "откупиться" перед Богом за свои или чужие грехи. Конечно, в большей степени это свойственно католицизму с его всепроникающим духом юридизма (вспомним хотя бы глумливое изречение монаха Тецеля - продавца индульгенций, конфликтом которого с Мартином Лютером фактически началась эпоха Реформации в Европе: "Как только монета зазвенит в кружке - душа выпрыгнет из ада"); однако и для некоторых принадлежащих к Православной Церкви людей, особенно для неукорененных в духовно-нравственных традициях веры, такой полуязыческий подход бывает свойственным. Процитирую здесь исполненные горькой иронии слова русского писателя XIX столетия П.И. Мельникова (Андрея Печерского):
    "Живет христолюбец, век свой рабочих на пятаки, покупателей на рубли обсчитывает… Плачутся на христолюбца обиженные, а ему и дела мало… Приблизится смертный час, толстосум сробеет, просит, молит наследников: "Устройте душу мою грешную, не быть бы ей во тьме кромешной, не кипеть бы мне в смоле горючей, не мучиться бы в жупеле огненном". И начнут поминать христолюбца наследники: сгромоздят колокольню в семь ярусов, выльют в тысячу пудов колокол, чтобы до третиего небеси слышно было, как тот колокол будет вызванивать из ада душу христолюбца-мошенника. Риз нашьют парчовых с жемчугами да с дорогими каменьями, таких, что попу невмоготу и носить их, да и страшно - поручь одна какая-нибудь впятеро дороже всего поповского достоянья. Сотни рублей платят наследники христолюбца голосистому протодьякону, чтобы такую "вечную память" сорал он по тятеньке, от какой бы и во аде всем стало тошнехонько".
    Конечно, даже для самого закосневшего в грехах человека до последнего мига его земной жизни дверь милосердия Божиего, ведущая к покаянию, не закрывается; однако согласитесь, что описанный выше "христолюбец" мало походит на некрасовского атамана Кудеяра…

    - Но ведь такой подход бросает тень и на дела благотворения, совершаемые от чистого сердца и доброй души?

    - Совершенно верно; как говорится, ложка дегтя портит бочку меда. Именно поэтому мы убеждены, что любая благотворительная акция, так или иначе связанная с Церковью, должна контролироваться не только с организационно-финансовой, но и с духовно-пастырской точки зрения. Иначе неизбежно будет нанесен вред и авторитету Церкви, и самому жертвователю: Бог не терпит подобного лукавства, свидетельство чему - печальная история Анании и Сапфиры, описанная в Деяниях святых апостолов (Деян. 5, 11). Добавлю, что и процесс финансирования благотворительных программ должен быть, образно говоря, "прозрачным", доступным для подробного изучения каждым заинтересованным лицом.
    Хотел бы особо отметить: сказанное выше ни в коей мере не подвергает сомнению древнюю традицию христианского благотворения - построение и украшение храмов Божиих в память о радостных или печальных событиях, как зримое выражения усердия в молитвенном поминовении почивших (вспомним хотя бы прекрасный храм-памятник Спаса-на-крови, воздвигнутый в Санкт-Петербурге на месте убийства террористами-"народовольцами" императора Александра II). Но Господь ожидает от нас прежде всего труда духовного, и любое материальное благотворение обретает свой истинный смысл, только основываясь на чистой вере и доброй нравственности. Тогда полная самоотдача сил, жертва от чистого сердца, искренний порыв души, проявляющиеся как в духовной жизни, так и в земных трудах - становятся делом великим и спасительным. Пример тому - история мытаря Закхея, описанная в Евангелии от Луки: пребывающий во грехе стяжания, ненавидимый всеми человек, встретившись со Спасителем, духовно преображается и обещает: "Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк. 19, 8).
    Нельзя не сказать и о том, что насущные нужды церковного возрождения сейчас буквально требуют воссоздания традиций благотворительности. В Костромской епархии по состоянию на 1913 год насчитывались 21 монашеская обитель, 2945 храмов, домовых церквей и часовен. В 1962 году в епархии оставалось всего 77 действующих храмов (в том числе 10 городских и 67 сельских); к 1987 году их общее число сократилось до 64. В настоящее время на Костромской земле имеется 9 монастырей (2 мужских и 7 женских), 184 прихода, 22 часовни. Более 120 церковных зданий переданы нам в полуразрушенном состоянии, требующем огромных материальных средств для восстановления. Руины подвергшихся поруганию святынь взывают к нашей совести; они ждут людей, готовых помочь церковному делу с чистым сердцем и добрыми помыслами.

    - Позвольте теперь, Владыко, обратиться к другому аспекту нашей беседы. Вы являетесь председателем Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви - структуры новой, созданной совсем недавно. Каковы цели и задачи возглавляемого Вами отдела?

    - Отдел по делам молодежи был создан решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви в декабре 2000 года. В его задачи входят: координация работы епархиальных подразделений, отвечающих за молодежное направление церковной деятельности; установление и развитие отношений с государственными властями и общественными институтами, работающими в сфере молодежной политики; распространение положительного опыта церковной молодежной работы. Основные цели деятельности Отдела - с одной стороны, консолидация работы церковных молодежных объединений, поддержка их социально значимых инициатив (важным шагом в этом направлении стало создание весной 2001 года общественной организации - Всероссийского православного молодежного движения); с другой стороны - поиск путей сотрудничества с внецерковными молодежными организациями, основные идейные принципы которых не противоречат христианским нормам. По сути дела, мы пытаемся найти точки соприкосновения Церкви и всего многообразия нынешних течений в молодежной среде - естественно, за исключением антихристианских.

    - Однако современному человеку пока что трудно себе представить священника, проповедующего Слово Божие среди "неформалов"…

    - Своим вопросом Вы затронули сразу две проблемы.
    Во-первых, действительно, у людей традиционного для нашего общества образа жизни и склада мышления (скажем так, у старшего поколения) многое в нынешней молодежи - внешний вид, специфический стиль общения, скептическое отношение к системе жизненных ценностей взрослых - вызывает негативную реакцию. Казалось бы, и Церковь, как институт в хорошем смысле слова консервативный, должна разделять такую точку зрения. Но это совершенно ошибочно! Христианство универсально и вневременно; другое дело, что мы пока далеко не всегда умеем находить способы обращения Церкви к молодым людям. Естественно, возникает и ответная реакция: Церковь зачастую воспринимается молодыми людьми как собрание богомольных старичков и старушек, а храм как место, которое следует посещать лишь по утилитарной надобности: крещение - венчание - отпевание… Однако человеческое сердце не терпит духовного вакуума, и место Бога в душах молодежи занимают эгоистический культ потребления и наихудшие образцы цивилизационных стандартов так называемого "западного" мира. Старшее поколение это видит, но никак, кроме осуждения, отреагировать не способно…

    - Извечная тема "отцов и детей"?

    - Да, но только в определенной степени. Конечно, данная проблема существовала всегда. Как Вы думаете, может современный пенсионер сказать о молодых согражданах так: "Молодежь относится к нам свысока и не желает внимать наставлениям нашим"?

    - Конечно.

    - Между тем этим словам почти две тысячи лет; их автор - иудейский историк I века Иосиф Флавий… Но сейчас ситуация изменилась принципиально. Если раньше главную роль в воспитании играла семья, "отцы" действительно были наставниками "детей" - пусть даже и переживающих периоды неприятия внешних авторитетов вплоть до юношеского нигилизма - то теперь семейный уклад жизни почти повсеместно разрушен. Результат очевиден: ужасающее своей динамикой распространение насилия, безнравственности и пороков, среди которых особое место занимает наркомания; демографический кризис, представляющий собой реальную угрозу вымирания нации. Но сегодняшняя молодежь - это будущее России. И если общество патетически жалуется на то, что встретилось с "потерянным" поколением, мы это поколение пытаемся найти, обрести, духовно укрепить.
    Во-вторых, Ваш вопрос в определенной степени отражает распространенное мнение: священник - проповедник, и только. Да, действительно, апостол Павел восклицал: "Горе мне, если не благовествую!" (1 Кор, 9, 16); но благовествование не должно быть сухим, дидактически-снисходительным. Молодежь очень остро воспринимает любую фальшь, любое проявление снобизма. Поэтому мы не должны просто учить - точнее сказать, поучать; наше обращение к юношеству обязано быть искренним и доступным для его понимания, и в то же время - актуальным, современным, не боящимся обсуждения любых вопросов и проблем. Одной проповедью с церковного амвона здесь не обойтись.

    - Действительно, весьма немногие молодые люди регулярно посещают храм, присутствуют за богослужением…

    - Ничего удивительного в этом нет, и суть проблемы не следует сводить к частностям, которые обычно по данному поводу упоминаются: сложности в понимании церковнославянского языка, неприязненное отношение "бабушек"… Молодой человек ищет прежде всего реального дела; ему хочется быть не пассивным зрителем происходящего вокруг, а участником, со - трудником. Именно поэтому наш Отдел занимается, в частности, разработкой тех форм реализации молодежной активности в церковной ограде, которые дали бы возможность юношам и девушкам почувствовать: вы не чужие в Церкви, вы нужны ей; ваши знания, умения, искренние намерения можно и нужно применять для делания добра, "творения блага".

    - И каковы же эти формы?

    - Самые различные, от традиционных до неожиданных. К первым можно отнести, например, создание приходских молодежных братств с самым широким спектром деятельности: духовно-просветительская, социально-благотворительная (с чего мы, кстати, начали беседу), миссионерская, издательская. Очень большие надежды мы возлагаем на возрождение скаутского движения, использующего многолетний опыт русской эмиграции и в своей деятельности акцентирующего внимание на духовно-нравственном воспитании детей. Нашим Отделом проведено уже несколько фестивалей православной авторской песни "Исповедь сердца" - в Костроме, Москве и Вятке (Кирове); большую помощь в организации фестивалей нам оказал А.Ф. Ведерников - народный артист СССР, солист Государственного академического Большого театра, по праву именуемый "великим басом России". Имеется прекрасный опыт соединения церковного воспитания с занятиями искусством, изучением традиционных народных ремесел (православный молодежный центр "Ковчег" в Костроме).
    Однако только этим ограничиваться нельзя: Церковь может и должна принимать участие в тех сторонах жизни современной молодежи, которые на первый взгляд далеки от стен храма. Как Вы отнесетесь к словосочетанию: "приходская футбольная команда"?

    - Да, это звучит непривычно…

    - Между тем при Патриаршем Крутицком подворье в Москве, где базируется наш Отдел, создана детская футбольная команда "Пересвет". Мы активно сотрудничаем с клубом юных хоккеистов "Золотая шайба" имени А.В. Тарасова, с другими спортивными организациями. В конце ушедшего года на Крутицком подворье в Москве мною были вручены Патриаршие награды выдающимся российским хоккеистам Вячеславу Старшинову и Александру Рагулину - искренне верующим, православным людям, уделяющим большое внимание не только физическому, но и духовному воспитанию юношества, участвующим в работе организационного комитета Спартакиады трудящихся Российской Федерации, которая проходит под девизом "За единую и здоровую Россию в XXI веке".

    - Но ведь руководить подобной деятельностью, требующей не только церковного, но и большого организационного опыта, способен далеко не каждый священнослужитель?

    - Конечно; поэтому еще одна из целей работы Отдела - воспитание церковных молодежных лидеров и, с другой стороны, воцерковление руководителей тех молодежных движений, которые готовы с нами сотрудничать.

    - Владыко, наша беседа будет опубликована в сети Интернет. Надо полагать, что эта сфера интересов нового поколения жителей России также является объектом внимания Отдела?

    - Несомненно. Мы уже начали реализацию некоторых проектов в данном направлении. Интернет не случайно называют "восьмым чудом света"; его появление - по сути дела настоящая революция в области телекоммуникаций и информационного обеспечения. Между тем пока что присутствие Православной Церкви во всемирной сети, к сожалению, чрезвычайно незначительно.

    - Однако не секрет, что большую часть содержимого сети Интернет составляют сайты безнравственного характера. В связи с этим хотелось бы узнать, как Вы в целом относитесь к перспективе глобальной компьютеризации? Приходится слышать мнения, что это - чуть ли не предвестие грядущего Апокалипсиса…

    - Позволю себе сослаться на мнение всероссийски известного и почитаемого старца, духовника Псково-Печерского мужского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина): "Вот смотри - компьютер, который сделали пугалом нашего времени. Ведь это просто железяка, и без человека он - ничего. А один человек на этой железяке наполнил мир богослужебными книгами, а другой - безобразными. Кто и как будет отвечать перед Богом? И судится Богом человеческое произволение. Вот в чем дело-то…" ("Православная Москва", № 19, 2000 г.) Так что действительная опасность заключается не в компьютерной технике, не в развитии сети Интернет, а в отсутствии нравственного подхода к использованию этих достижений современной цивилизации.

    - Ощущаете ли Вы внимание к деятельности Отдела со стороны церковного священноначалия и общества в целом?

    - Предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II постоянно подчеркивает важность и насущную необходимость молодежного служения. В своем интервью газете "Известия" 10 декабря 2002 года Его Святейшество сказал: "Трудно найти достойные слова, чтобы рассказать о той радости и красоте, что открывается человеку, ступившему на путь духовной жизни во Христе. Так больно бывает за людей, которым остаются так и не знакомыми эти чувства. Которые подменяют подлинное наслаждение суррогатным. Как грустит сердце, когда видишь массы молодых людей на бездуховных развлечениях. Нет, я ни в коем случае никого не осуждаю. Молодости не обойтись без стремления к развлечениям, состязаниям и вообще самым разным проявлениям творческого поиска себя. Однако необходимо уделять время и поиску истины, и молитвенному предстоянию перед Творцом. Ведь если душа не имеет связи с Духом Божиим, она истощается, оказывается беззащитной перед натиском искушения, порока… Чем раньше в юное сердце войдет Дух Божий, тем благодатнее для этого человека будет дальнейшее!"
    Большую помощь нам оказывают представители государственной власти, общественные организации, коммерческие структуры - те, кого мы именуем, возвращаясь к основной теме нашей беседы, благотворителями. Мы помним и по мере своих сил молитвенно благодарим их. Перечислить здесь всех невозможно, а упомянуть кого-то особо было бы с христианской точки зрения не вполне корректно: вспомним евангельскую притчу о лепте вдовицы (Лк. 21, 1-4). Тем не менее хотел бы добрым словом отметить участие в духовном возрождении Костромской епархии Российского Фонда архитектурного наследия имени Андрея Рублева и его президента Вячеслава Альбертовича Киселева. Попечением фонда в 2002 году, когда Кострома праздновала свой 850-летний юбилей, в нашем городе завершилось строительство величественного храма во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и всех новомучеников Российских, а рядом с Богоявленско-Анастасииным кафедральным собором был установлен памятник небесному покровителю Костромы - великомученику Феодору Стратилату.
    Искренне убежден: в реализации программ, имеющих основополагающее значение для успешного развития нашего общества - в том числе и относящихся к молодежному служению - Церковь вправе рассчитывать на содействие всех тех, кому небезразлична судьба нашей Родины в новом веке и новом тысячелетии.

    - В заключение, Владыко, традиционный вопрос: Ваши пожелания посетителям нашего сайта?

    - Милости и помощи Божией, крепости духовных и телесных сил, мира, согласия, успехов в трудах на пользу Отечества. И - всегда помнить слова, высеченные на установленном в Москве памятнике известному благотворителю XIX века доктору Ф.П. Гаазу: "Спешите делать добро".


+

  ©  Copyright         Kostroma 2000 Главная страница
Hosted by uCoz