03.01.03 г.
"БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - НЕ ПЕРЕЧЕНЬ ДОБРЫХ ДЕЛ, А СОСТОЯНИЕ ДУШИ".
Беседа с архиепископом Костромским
и Галичским АЛЕКСАНДРОМ, председателем Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви.
- Ваше Высокопреосвященство, еще не так давно слово
"благотворительность" было фактически исключено из лексикона жителей нашей страны,
и лишь в последние годы оно вновь обрело свое первоначальное значение. Что это
понятие означает для Вас?
- Прежде всего хотел бы сказать, что работа Русской
Православной Церкви в данном направлении координируется синодальным Отделом
по церковной благотворительности и социальному служению, председателем которого
является управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий.
Со своей стороны я могу обсуждать этот вопрос как епископ, постоянно, практически
ежедневно встречающийся с вопросами благотворительной деятельности на епархиальном уровне.
Действительно, говорить о благотворительности раньше не
приходилось: в обществе "развитого социализма" принципиально "не могло быть"
нуждающихся, обездоленных, требующих помощи, а Церкви просто запрещалось осуществлять
действенное служение ближним. Сейчас ситуация изменилась. Мы видим вокруг себя нищих
на улицах, беспризорных детей, малоимущих пенсионеров, нуждающиеся многодетные семьи;
Церковь вновь, как и в прежние века, имеет возможность заниматься реализацией программ
социальной помощи - и непосредственно церковных, и совместных, с участием
государственных властей, общественных и коммерческих организаций. Однако
я не стал бы сводить понятие "благотворительность" только к совершению
дел социального служения. Слова Священного Писания - "уклонися от зла и сотвори благо"
(Пс. 33, 15) - это духовно-нравственный императив жизни христианина, призыв, обращенный
к каждому верующему человеку: "сотвори благо", избери добро, а не зло, помни, что дни
нашей жизни скоротечны и последуй словам святого апостола Павла: "Доколе есть время,
будем делать добро всем…" (Гал. 6, 10). Формы такого делания могут быть самыми различными,
но общее их содержание - проявление любви к Богу и к ближнему; по сути, благотворительность
- не перечень добрых дел, а прежде всего состояние души.
- Можно ли любить Бога и притом - не любить ближнего?
- Об этом хорошо сказал церковный иерарх XVIII столетия святитель Тихон Задонский:
""Не любящий брата пребывает в смерти", - пишет апостол (1 Ин. 3, 14). Такой хотя
телом и живет, но душою мертв. Ибо как тело душою, так душа Духом Христовым оживляется.
А где нет христианской братской любви, там нет Духа Христова. "Всякий, не делающий правды,
не есть от Бога, равно и не любящий брата своего" (1 Ин. 3, 10). Но там, вместо того,
дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется,
или не имеет благодати и лишается жизни духовной". Если же говорить о противоположном
сочетании - любви к ближнему без любви к Богу - то следует вспомнить простые,
но глубокие слова преподобного Серафима Саровского: "Добро, не ради Христа делаемое,
не приносит плода"…
- Есть ли, на Ваш взгляд, принципиальные различия между государственной системой
социального обеспечения и благотворительной деятельностью, координируемой Церковью?
- Необходимость существования государственных структур такого рода определяется
естественной нормой жизни общества: распределение продуктов труда должно быть
справедливым, то есть таким, при котором - как говорится в принятых Архиерейским
Собором 2000 года "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви",
"богатый поддерживает бедного, здоровый - больного, трудоспособный - престарелого"
Если же говорить о нашем "творении блага", то его источник и движущая сила - боль
верующего сердца при виде несовершенства окружающего мира, стремление сделать
добро не по необходимости, а по призванию Божиему. Благотворительность - безусловно
необходимая составляющая христианской жизни, но она не должна восприниматься как
некая обязанность. Именно об этом говорится во втором послании к Коринфянам:
"Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением;
ибо доброхотно дающего любит Бог" (2 Кор. 9, 7).
- Благотворительная деятельность являлась одним из важных направлений церковной жизни
в дореволюционное время. Что из опыта прошлого может быть полезным сейчас, в третьем
тысячелетии христианской эры?
- Приведу лишь несколько конкретных примеров из современной
жизни Костромской епархии.
В прежние века основными центрами социально-благотворительной деятельности являлись
монастыри, при которых существовали богадельни и приюты, различные медицинские учреждения.
Для Костромы таким центром был Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, после революции
подвергшийся закрытию и десять лет назад возрожденный из руин запустения. Сейчас при
обители имеются богадельня для престарелых и инвалидов, приют для девочек-сирот; на
монастырском подворье в селе Домнино - на родине национального героя России Ивана
Сусанина - работает медицинский пункт, в котором безвозмездно оказывается врачебная
помощь местным жителям. При костромском Знаменском монастыре действует Православный
благотворительный медицинский центр, в состав которого входят стоматологический и
офтальмологический кабинеты; приют для девочек-сирот создан в Троице-Сыпановом
Пахомиево-Нерехтском женском монастыре.
"Творение блага" осуществлялось ранее и на приходском уровне: многие представители
духовенства являлись членами епархиальных благотворительных обществ - так называемых
эмеритур, а большие приходы создавали собственные благотворительные учреждения.
Сейчас в Нерехтском благочинии у нас имеется детский дом для мальчиков-сирот "Ковалево",
известный как в России, так и далеко за ее пределами; общее же руководство подобной
работой на приходском уровне осуществляет ныне епархиальный отдел по благотворительности
и социальному служению.
В дореволюционное время Церковь активно участвовала и в деятельности светских благотворительных
обществ. В настоящее время Костромская епархия плодотворно сотрудничает с областным отделением
Российского Красного Креста, с учреждениями социальной защиты и опеки, принимает участие
в благотворительной акции помощи онкологической службе области, проходящей под девизом
"Пока беда не коснулась всех". Особое попечение проявляла ранее Церковь о заключенных;
сейчас в двух костромских колониях (одна из которых - для несовершеннолетних)
действуют домовые церкви, в женской колонии под Костромой построен храм во имя
иконы Божией Матери "Споручница грешных". Традиционными стали рождественские
и пасхальные подарки, собираемые для заключенных епархиальным управлением и
костромскими приходами.
- Но был до революции, видимо, и отрицательный опыт…
- Не только был, но встречается, к сожалению, и сейчас. Я имею в виду, если можно
так сказать, духовно-корыстный подход к благотворению: человек стремится сделать
доброе дело не из искренних сердечных побуждений, а как бы пытаясь "откупиться"
перед Богом за свои или чужие грехи. Конечно, в большей степени это свойственно
католицизму с его всепроникающим духом юридизма (вспомним хотя бы глумливое
изречение монаха Тецеля - продавца индульгенций, конфликтом которого с Мартином
Лютером фактически началась эпоха Реформации в Европе: "Как только монета
зазвенит в кружке - душа выпрыгнет из ада"); однако и для некоторых принадлежащих
к Православной Церкви людей, особенно для неукорененных в духовно-нравственных
традициях веры, такой полуязыческий подход бывает свойственным. Процитирую
здесь исполненные горькой иронии слова русского писателя XIX столетия
П.И. Мельникова (Андрея Печерского):
"Живет христолюбец, век свой рабочих на пятаки, покупателей на рубли обсчитывает…
Плачутся на христолюбца обиженные, а ему и дела мало… Приблизится смертный час,
толстосум сробеет, просит, молит наследников: "Устройте душу мою грешную,
не быть бы ей во тьме кромешной, не кипеть бы мне в смоле горючей, не мучиться
бы в жупеле огненном". И начнут поминать христолюбца наследники: сгромоздят
колокольню в семь ярусов, выльют в тысячу пудов колокол, чтобы до третиего
небеси слышно было, как тот колокол будет вызванивать из ада душу
христолюбца-мошенника. Риз нашьют парчовых с жемчугами да с дорогими
каменьями, таких, что попу невмоготу и носить их, да и страшно - поручь
одна какая-нибудь впятеро дороже всего поповского достоянья. Сотни рублей
платят наследники христолюбца голосистому протодьякону, чтобы такую
"вечную память" сорал он по тятеньке, от какой бы и во аде всем стало
тошнехонько".
Конечно, даже для самого закосневшего в грехах человека до последнего мига его
земной жизни дверь милосердия Божиего, ведущая к покаянию, не закрывается; однако
согласитесь, что описанный выше "христолюбец" мало походит на некрасовского
атамана Кудеяра…
- Но ведь такой подход бросает тень и на дела благотворения, совершаемые от чистого
сердца и доброй души?
- Совершенно верно; как говорится, ложка дегтя портит бочку меда. Именно поэтому мы
убеждены, что любая благотворительная акция, так или иначе связанная с Церковью,
должна контролироваться не только с организационно-финансовой, но и с
духовно-пастырской точки зрения. Иначе неизбежно будет нанесен вред и
авторитету Церкви, и самому жертвователю: Бог не терпит подобного лукавства,
свидетельство чему - печальная история Анании и Сапфиры, описанная в Деяниях
святых апостолов (Деян. 5, 11). Добавлю, что и процесс финансирования
благотворительных программ должен быть, образно говоря, "прозрачным",
доступным для подробного изучения каждым заинтересованным лицом.
Хотел бы особо отметить: сказанное выше ни в коей мере не подвергает сомнению
древнюю традицию христианского благотворения - построение и украшение храмов
Божиих в память о радостных или печальных событиях, как зримое выражения
усердия в молитвенном поминовении почивших (вспомним хотя бы прекрасный
храм-памятник Спаса-на-крови, воздвигнутый в Санкт-Петербурге на месте
убийства террористами-"народовольцами" императора Александра II).
Но Господь ожидает от нас прежде всего труда духовного, и любое
материальное благотворение обретает свой истинный смысл, только
основываясь на чистой вере и доброй нравственности. Тогда полная
самоотдача сил, жертва от чистого сердца, искренний порыв души,
проявляющиеся как в духовной жизни, так и в земных трудах
- становятся делом великим и спасительным. Пример тому
- история мытаря Закхея, описанная в Евангелии от Луки:
пребывающий во грехе стяжания, ненавидимый всеми человек,
встретившись со Спасителем, духовно преображается и обещает:
"Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого
чем обидел, воздам вчетверо" (Лк. 19, 8).
Нельзя не сказать и о том, что насущные нужды церковного возрождения сейчас
буквально требуют воссоздания традиций благотворительности. В Костромской
епархии по состоянию на 1913 год насчитывались 21 монашеская обитель,
2945 храмов, домовых церквей и часовен. В 1962 году в епархии оставалось
всего 77 действующих храмов (в том числе 10 городских и 67 сельских);
к 1987 году их общее число сократилось до 64. В настоящее время на
Костромской земле имеется 9 монастырей (2 мужских и 7 женских),
184 прихода, 22 часовни. Более 120 церковных зданий переданы нам
в полуразрушенном состоянии, требующем огромных материальных
средств для восстановления. Руины подвергшихся поруганию
святынь взывают к нашей совести; они ждут людей, готовых
помочь церковному делу с чистым сердцем и добрыми помыслами.
- Позвольте теперь, Владыко, обратиться к другому аспекту нашей беседы.
Вы являетесь председателем Отдела по делам молодежи Русской Православной
Церкви - структуры новой, созданной совсем недавно. Каковы цели и задачи
возглавляемого Вами отдела?
- Отдел по делам молодежи был создан решением Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви
в декабре 2000 года. В его задачи входят: координация работы епархиальных
подразделений, отвечающих за молодежное направление церковной деятельности;
установление и развитие отношений с государственными властями и общественными
институтами, работающими в сфере молодежной политики; распространение
положительного опыта церковной молодежной работы. Основные цели
деятельности Отдела - с одной стороны, консолидация работы церковных
молодежных объединений, поддержка их социально значимых инициатив
(важным шагом в этом направлении стало создание весной 2001 года
общественной организации - Всероссийского православного молодежного
движения); с другой стороны - поиск путей сотрудничества с
внецерковными молодежными организациями, основные идейные
принципы которых не противоречат христианским нормам.
По сути дела, мы пытаемся найти точки соприкосновения
Церкви и всего многообразия нынешних течений в молодежной
среде - естественно, за исключением антихристианских.
- Однако современному человеку пока что трудно себе представить священника,
проповедующего Слово Божие среди "неформалов"…
- Своим вопросом Вы затронули сразу две проблемы.
Во-первых, действительно, у людей традиционного для нашего общества образа
жизни и склада мышления (скажем так, у старшего поколения) многое в нынешней
молодежи - внешний вид, специфический стиль общения, скептическое отношение
к системе жизненных ценностей взрослых - вызывает негативную реакцию.
Казалось бы, и Церковь, как институт в хорошем смысле слова консервативный,
должна разделять такую точку зрения. Но это совершенно ошибочно!
Христианство универсально и вневременно; другое дело, что мы пока
далеко не всегда умеем находить способы обращения Церкви к молодым
людям. Естественно, возникает и ответная реакция: Церковь зачастую
воспринимается молодыми людьми как собрание богомольных старичков
и старушек, а храм как место, которое следует посещать лишь по
утилитарной надобности: крещение - венчание - отпевание…
Однако человеческое сердце не терпит духовного вакуума,
и место Бога в душах молодежи занимают эгоистический
культ потребления и наихудшие образцы цивилизационных
стандартов так называемого "западного" мира. Старшее
поколение это видит, но никак, кроме осуждения,
отреагировать не способно…
- Извечная тема "отцов и детей"?
- Да, но только в определенной степени. Конечно, данная проблема
существовала
всегда. Как Вы думаете, может современный пенсионер сказать о молодых
согражданах так: "Молодежь относится к нам свысока и не желает внимать
наставлениям нашим"?
- Конечно.
- Между тем этим словам почти две тысячи лет; их автор - иудейский историк
I века Иосиф Флавий… Но сейчас ситуация изменилась принципиально.
Если раньше главную роль в воспитании играла семья, "отцы" действительно
были наставниками "детей" - пусть даже и переживающих периоды неприятия
внешних авторитетов вплоть до юношеского нигилизма - то теперь семейный
уклад жизни почти повсеместно разрушен. Результат очевиден: ужасающее
своей динамикой распространение насилия, безнравственности и пороков,
среди которых особое место занимает наркомания; демографический кризис,
представляющий собой реальную угрозу вымирания нации. Но сегодняшняя
молодежь - это будущее России. И если общество патетически жалуется
на то, что встретилось с "потерянным" поколением, мы это поколение
пытаемся найти, обрести, духовно укрепить.
Во-вторых, Ваш вопрос в определенной степени отражает распространенное мнение:
священник - проповедник, и только. Да, действительно, апостол Павел восклицал:
"Горе мне, если не благовествую!" (1 Кор, 9, 16); но благовествование не должно
быть сухим, дидактически-снисходительным. Молодежь очень остро воспринимает
любую фальшь, любое проявление снобизма. Поэтому мы не должны просто учить
- точнее сказать, поучать; наше обращение к юношеству обязано быть искренним
и доступным для его понимания, и в то же время - актуальным, современным,
не боящимся обсуждения любых вопросов и проблем. Одной проповедью с
церковного амвона здесь не обойтись.
- Действительно, весьма немногие молодые люди регулярно посещают храм, присутствуют
за богослужением…
- Ничего удивительного в этом нет, и суть проблемы не следует сводить к частностям,
которые обычно по данному поводу упоминаются: сложности в понимании церковнославянского
языка, неприязненное отношение "бабушек"… Молодой человек ищет прежде всего реального дела;
ему хочется быть не пассивным зрителем происходящего вокруг, а участником, со - трудником.
Именно поэтому наш Отдел занимается, в частности, разработкой тех форм реализации
молодежной активности в церковной ограде, которые дали бы возможность юношам и
девушкам почувствовать: вы не чужие в Церкви, вы нужны ей; ваши знания, умения,
искренние намерения можно и нужно применять для делания добра, "творения блага".
- И каковы же эти формы?
- Самые различные, от традиционных до неожиданных. К первым можно отнести, например,
создание приходских молодежных братств с самым широким спектром деятельности:
духовно-просветительская, социально-благотворительная (с чего мы, кстати, начали беседу),
миссионерская, издательская. Очень большие надежды мы возлагаем на
возрождение скаутского движения, использующего многолетний опыт русской
эмиграции и в своей деятельности акцентирующего внимание на
духовно-нравственном воспитании детей. Нашим Отделом проведено
уже несколько фестивалей православной авторской песни "Исповедь сердца"
- в Костроме, Москве и Вятке (Кирове); большую помощь в организации
фестивалей нам оказал А.Ф. Ведерников - народный артист СССР,
солист Государственного академического Большого театра,
по праву именуемый "великим басом России". Имеется прекрасный
опыт соединения церковного воспитания с занятиями искусством,
изучением традиционных народных ремесел (православный молодежный
центр "Ковчег" в Костроме).
Однако только этим ограничиваться нельзя: Церковь может и должна принимать
участие в тех сторонах жизни современной молодежи, которые на первый взгляд
далеки от стен храма. Как Вы отнесетесь к словосочетанию:
"приходская футбольная команда"?
- Да, это звучит непривычно…
- Между тем при Патриаршем Крутицком подворье в Москве, где базируется наш
Отдел, создана детская футбольная команда "Пересвет". Мы активно сотрудничаем
с клубом юных хоккеистов "Золотая шайба" имени А.В. Тарасова, с другими
спортивными организациями. В конце ушедшего года на Крутицком подворье
в Москве мною были вручены Патриаршие награды выдающимся российским
хоккеистам Вячеславу Старшинову и Александру Рагулину - искренне верующим,
православным людям, уделяющим большое внимание не только физическому,
но и духовному воспитанию юношества, участвующим в работе
организационного комитета Спартакиады трудящихся Российской Федерации,
которая проходит под девизом "За единую и здоровую Россию в XXI веке".
- Но ведь руководить подобной деятельностью, требующей не только церковного,
но и большого организационного опыта, способен далеко не каждый священнослужитель?
- Конечно; поэтому еще одна из целей работы Отдела - воспитание церковных
молодежных лидеров и, с другой стороны, воцерковление руководителей тех
молодежных движений, которые готовы с нами сотрудничать.
- Владыко, наша беседа будет опубликована в сети Интернет. Надо полагать,
что эта сфера интересов нового поколения жителей России также является
объектом внимания Отдела?
- Несомненно. Мы уже начали реализацию некоторых проектов в данном направлении.
Интернет не случайно называют "восьмым чудом света"; его появление - по сути
дела настоящая революция в области телекоммуникаций и информационного обеспечения.
Между тем пока что присутствие Православной Церкви во всемирной сети, к сожалению,
чрезвычайно незначительно.
- Однако не секрет, что большую часть содержимого сети Интернет составляют сайты
безнравственного характера. В связи с этим хотелось бы узнать, как Вы в целом
относитесь к перспективе глобальной компьютеризации? Приходится слышать мнения,
что это - чуть ли не предвестие грядущего Апокалипсиса…
- Позволю себе сослаться на мнение всероссийски известного и почитаемого старца,
духовника Псково-Печерского мужского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина):
"Вот смотри - компьютер, который сделали пугалом нашего времени. Ведь это просто
железяка, и без человека он - ничего. А один человек на этой железяке наполнил
мир богослужебными книгами, а другой - безобразными. Кто и как будет отвечать
перед Богом? И судится Богом человеческое произволение. Вот в чем дело-то…"
("Православная Москва", № 19, 2000 г.) Так что действительная опасность
заключается не в компьютерной технике, не в развитии сети Интернет, а
в отсутствии нравственного подхода к использованию этих достижений современной
цивилизации.
- Ощущаете ли Вы внимание к деятельности Отдела со стороны церковного священноначалия
и общества в целом?
- Предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
постоянно подчеркивает важность и насущную необходимость молодежного служения.
В своем интервью газете "Известия" 10 декабря 2002 года Его Святейшество сказал:
"Трудно найти достойные слова, чтобы рассказать о той радости и красоте, что
открывается человеку, ступившему на путь духовной жизни во Христе. Так больно
бывает за людей, которым остаются так и не знакомыми эти чувства. Которые
подменяют подлинное наслаждение суррогатным. Как грустит сердце, когда
видишь массы молодых людей на бездуховных развлечениях. Нет, я ни в
коем случае никого не осуждаю. Молодости не обойтись без стремления к
развлечениям, состязаниям и вообще самым разным проявлениям творческого
поиска себя. Однако необходимо уделять время и поиску истины, и
молитвенному предстоянию перед Творцом. Ведь если душа не имеет
связи с Духом Божиим, она истощается, оказывается беззащитной
перед натиском искушения, порока… Чем раньше в юное сердце
войдет Дух Божий, тем благодатнее для этого человека будет
дальнейшее!"
Большую помощь нам оказывают представители государственной власти,
общественные организации, коммерческие структуры - те, кого мы именуем,
возвращаясь к основной теме нашей беседы, благотворителями. Мы помним
и по мере своих сил молитвенно благодарим их. Перечислить здесь
всех невозможно, а упомянуть кого-то особо было бы с христианской
точки зрения не вполне корректно: вспомним евангельскую притчу
о лепте вдовицы (Лк. 21, 1-4). Тем не менее хотел бы добрым
словом отметить участие в духовном возрождении Костромской
епархии Российского Фонда архитектурного наследия имени Андрея
Рублева и его президента Вячеслава Альбертовича Киселева.
Попечением фонда в 2002 году, когда Кострома праздновала
свой 850-летний юбилей, в нашем городе завершилось
строительство величественного храма во имя святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея Руси, и всех новомучеников
Российских, а рядом с Богоявленско-Анастасииным кафедральным
собором был установлен памятник небесному покровителю Костромы
- великомученику Феодору Стратилату.
Искренне убежден: в реализации программ, имеющих основополагающее значение
для успешного развития нашего общества - в том числе и относящихся к
молодежному служению - Церковь вправе рассчитывать на содействие всех
тех, кому небезразлична судьба нашей Родины в новом веке и новом тысячелетии.
- В заключение, Владыко, традиционный вопрос: Ваши пожелания посетителям нашего сайта?
- Милости и помощи Божией, крепости духовных и телесных сил, мира, согласия, успехов в
трудах на пользу Отечества. И - всегда помнить слова, высеченные на установленном в
Москве памятнике известному благотворителю XIX века доктору Ф.П. Гаазу: "Спешите делать добро".
+
|